Перейти к основному содержанию

Белый сокол на голубом фоне

Об исторической миссии краеведов Донбасса
20 августа, 19:34

Наверное, не все знают, что на флаге Славянска есть изображение белого сокола, а сам флаг — небесного цвета. Появление белого сокола целиком и полностью оправдано. В 1997 году Славянск готовился отметить 180-летие со дня рождения своего выдающегося земляка, украинского поэта-романтика Михаила Петренко. В газетах, телепередачах обнародовалось много материалов о поэте-земляке, часто звучала песня на его слова: «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю, чому я не сокіл, чому не літаю...». Вот тогда и пришла в голову местным патриотам мысль поселить сокола и на герб, и на флаг города. Кстати, цвет флага — это небо над Славянском. Предложенные авторской группой проекты герба и флага Славянский городской совет утвердил 22 июля 1997 года.

Теперь, когда продолжается война за украинский Донбасс, такая деталь является очень важной, даже символической. Даже флаг является нашим союзником и своеобразным южно-слобожанским символом. А такие вещи являются очень важными в тяжелой борьбе с агрессивным «русским миром».

КОММУНИСТЫ И РЕГИОНАЛЫ НЕ ЛЮБИЛИ КРАЕВЕДОВ

Когда я был в июне на праздновании 370-летия Славянска (местная интеллигенция решила провести мероприятие в стенах педуниверситета), то лишь утвердился в мысли: краеведы области являются слишком важной составляющей украинского мира. Наряду с учителями украинского языка, библиотекарями, деятелями образования. Не так уж и много той украинской армии — пророссийский сегмент значительно мощнее, поэтому роль наших краеведов объективно растет — каждый штык на счету. Долгое время местными краеведами руководил донецкий профессор Роман Лях. Его вспоминают как проукраинского человека и, все же, лояльного к власти, поставленного в определенные рамки.

На сегодняшний день общепризнанным лидером краеведческой гвардии шахтерского края является Валерий Романько. Думаю, что это справедливо, такие пассионарные люди рождаются не часто. Кстати, в своем предисловии к первому, изданному на неважной бумаге, альманаху «Відродження» Валерий Иванович писал: «Тоталитарная политика 30-х годов свела на нет всю краеведческую работу. Почитатели родного края признавались националистами.  Многие ученые, учителя, энтузиасты краеведческой работы были уволены с должностей, арестованы, казнены». Это был, напомню, еще 1993 год. Империя ушла в небытие, верилось в лучшее. Поэтому с определенным оптимизмом воспринимались слова автора предисловия: «Но были люди, истинные патриоты своего края, которые продолжали изучать родные места, пропагандировать краеведческие знания в школах, через радио и прессу... От всей души, часто на общественных началах вели они кропотливую работу, а назывались просто — краеведы». Когда появилась независимая Украина, хотелось верить, что дальше краеведы пойдут семимильными шагами. Но факт остается фактом: все предыдущие 24 года независимости местная власть (прокоммунистически-региональная) прохладно относилась к этой категории украинцев.

«МЫ ДОЖДЕМСЯ ПОБЕДЫ»

В Славянске мне повезло пообщаться с самим Валерием Романько. Вот что рассказал ученый: «Почти 15 лет я возглавляю (после смерти донецкого профессора Романа Ляха. — С. Л.) краеведов области. Некоторые считали, что Славянск — это провинция, целесообразнее было бы в самом Донецке иметь наш центр. Но у меня с самого начала были связи с краеведами всех наших регионов. И Мариуполь, и Дружковка, и Константиновка — все мне писали, обращались за советами. Так что географический фактор не стал препятствием. Я учитывал и человеческий фактор, знал особенности каждого человека. Сначала меня завалили адресами потенциальных краеведов, но я считал и считаю, что количество «для галочки» — это не наш путь, нужно подбирать людей, которые жертвенно работают, которые болеют за дело. И сегодня мы набрали 123 человека, которые являются членами Союза краеведов Украины. Из них 83 членских билета подписал сам академик Петр Тронько. Он прожил долгую, насыщенную жизнь — 97 лет — и сделал очень много для возрождения краеведения в Украине. Поэтому и премия есть имени Петра Тронько, и быть награжденным ею — очень почетно. Но проблемы краеведов Донетчины особенные. Ведь регион расколот, располовинен. Соотношение краеведов со свободных и оккупированных территорий приблизительно 50% на 50%... Известные события они восприняли по-разному, и все же считаю, что ориентировочно 80% краеведов остались на проукраинских позициях. Хотя есть и такие, которые переметнулись к врагу. Скажем, руководитель Донецкой городской организации печатает стихотворения о так называемой Новороссии и рядом размещает украинские стихотворения Ивана Приходько. Но гораздо больше звонков я получаю из оккупированных территорий от наших коллег с просьбой не исключать их из Союза. Мол, подождите, все еще вернется на свои места, мы дождемся победы. А есть и такие, которые уже выехали в Россию, и мы их сняли с учета. Руководить организацией непросто, но мы успеваем сделать немало для нашего региона».

КРАЕВЕДЫ МОГЛИ БЫ СИЛЬНЕЕ СЦЕМЕНТИРОВАТЬ НАЦИЮ. ПОТОМУ ЧТО ВИДЯТ ВЕЩИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ

А таки могли бы... Приведу такой пример: краматорчанин Олег Максименко занимается изучением малоизвестной страницы — как местные добровольцы шли в армию УНР. Меня это очень порадовало. Ведь мое детство прошло в городке Тараща на Киевщине — рядом с домом, в котором когда-то жил сам генерал армии УНР Владимир Сикевич. Мы точно любовались одним и тем же трехсотлетним дубом, который рос по соседству! Важно, что Сикевич не принадлежал к паркетным генералам, он таки освобождал Донбасс от большевистских чужаков. Представляете, насколько интересными были бы для меня и моих земляков исследования Олега Максименко? А для другого журналиста были бы интересными какие-то другие факты. Скажем, статья Раисы Мазохи о лемковских переселенцах на Донбассе. Да с руками оторвали бы это исследование мои львовские знакомые!  Игорь Корнацкий изучал жизнь мусульман Донетчины по переписи 1897 года. Думаете, такое исследование не заинтересует львовян? Да здесь одних только крымских татар после аннексии Крыма собрались более двух тысяч... И все они мечтают вернуться на Родину. В конечном итоге, работа краеведов так или иначе может дать большой цементирующий эффект. Важно, чтобы их поддерживало общество.

КРАЕВЕДЫ ВОСПИТЫВАЮТ ПАТРИОТОВ И НАОБОРОТ

Во время празднования 370-летия Славянска выступавшие вспоминали добрым словом профессора Василия Горбачука. Тот был деканом филологического факультета и автором идеи о создании в Славянске Центра по изучению Южной Слобожанщины. Со временем идея была успешно реализована. Но я остановлюсь на другом. С Василием Тихоновичем я дружил почти десятилетие (последние годы своей жизни профессор прожил в Ирпене под Киевом) и хорошо знаю истоки его патриотизма. Ученый был родом из Берестейщины, а там отряды УПА действовали до 1951 года. Как-то у них ночевали украинские повстанцы. Конечно, выставили вокруг хутора стражу, которая своевременно предупредила о каких-то подозрительных перемещениях людей с оружием. Боевке пришлось быстро сниматься с постоя и идти в ночь, в полную неизвестность... Один из юношей прикрывал отход группы и был тяжело ранен. Энкаведисты завезли его в больницу и оказали там квалифицированную медицинскую помощь. Юноша мог бы выжить ценой  сотрудничества с властью. Но повстанец выбрал момент, когда медсестры не было рядом, и отсоединил от себя капельницы, трубки, то есть решительно оборвал все то, что давало шанс выжить. Если бы отошел и рассказал, где боевка квартировала той ночью, то семью Горбачук стопроцентно выслали бы в Сибирь. Такая жертвенность произвела на Василия Горбачука чрезвычайно сильное впечатление. Он решил также служить украинской идее, но выбрал другое оружие — поехал учиться во Львов, стал украинским филологом. А если бы не контакты с повстанцами, то был бы сейчас обычным паспортным белорусом. Жил бы в Минске или в Бресте, воспевал бы бацьку Лукашенко. И не было бы в Славянске такого патриотического филфака, не было бы и гуманитарного Центра по изучению Южной Слобожанщины. Все это фактически «спровоцировал» своим поступком тот молодой повстанец. Почему я рассказал об этом случае? Просто хотел напомнить прописную истину: патриотизм и краеведение слишком тесно переплетены. Здесь даже границы между республиками ничего не решают.

***

...Недавно в Славянске демонтировали памятник Ленину, и теперь общественность думает, чем его можно заменить. Патриоты считают, что лучшим памятником был бы белый сокол на высоком постаменте — символ степи и известной украинской песни. Если бы эту идею удалось реализовать, то это одновременно был бы и памятник местным краеведам. Ведь именно они упрямо хранили историческую память об украинской составляющей Донбасса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать