«Большая стирка» российской истории
Сказка о бедной Насте подошла к своему логическому завершению. Добро побеждает зло, благородные герои берут верх над подлецами, все тайны раскрыты, счастливый конец — «делу венец», т. е. по всем статьям сериал вписывается в жанр сказки. Если бы не одно «но». Какое отношение имеет этот жанр к истории Российской империи?
Один из лозунгов строителей коммунизма гласил: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Очевидно, что повседневная быль россиян такова, что ее необходимо чем-то скрасить, а история империи была такой, что лучше из нее сделать сказку. Однако приукрасить историю Российской империи в принципе невозможно. Поэтому была предпринята попытка создать о ней красивую сказку. Что же получилось в итоге? «Бедная Настя» — как «паблик рилейшнз» Российской империи. И немудрено. Ведь дело было в Голливуде. На конвейер были поставлены красивые костюмы, красивые лица, красивые пейзажи, но в них нет ни русской природы, ни русских характеров, ни, тем более, истории России. Возникает ощущение, что действие происходит в какой-то другой стране. Не спасают сериал и великолепные актеры. Парадокс в том, что в замечательной игре российских актеров нет того, что принято называть «русской душой». Все, кто видел экранизацию романа Достоевского «Идиот», понимают о чем идет речь. Все творческие ресурсы «Бедной Насти» были брошены на идеализацию имперского прошлого, на создание исторического мифа, который бы вдохновил современников, вызвал у них чувство гордости за «великую» Российскую империю.
Впрочем, все это выглядит довольно комично в глазах тех, кто изучал историю еще по советским учебникам, где русское самодержавие не было в таком большом почете. Но дело даже не в этом. Чтобы узнать истинную «историческую ценность» сериала «Бедная Настя», не обязательно обращаться к фундаментальным трудам историков, хотя делать это всегда предпочтительно. Есть и другой источник чистой правды о Российской империи. Авторы сценария сами о нем вскользь обмолвились. В одной из бесед, происходивших в императорском дворце, речь зашла о поэте Михаиле Лермонтове. Именно в его творчестве — наиболее объективные картины и философское осмысление реальной действительности того времени. О чем бы ни писал Лермонтов, он всегда очень точно и глубоко отображал самую суть будь-то состояний природы, силы человеческих страстей или сущности общественных явлений. Лермонтов предсказал гибель самодержавия:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.
О своем поколении поэт писал:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы
Если россияне решили равняться на «великую» Российскую империю, то не окажется ли совсем скоро Михаил Лермонтов опальным поэтом и в современной России? Ведь это о предмете гордости потребителей сериального «мыла» Лермонтов писал:
Прощай, немытая Россия
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые
И ты, им преданный народ
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей
Гениальные произведения всегда звучат удивительно современно. От имитации искусства остаются мыльные пузыри. Как же разительно отличается имитация образов аристократической элиты, окружающей «доброго царя» в мыльной опере, от той придворной черни, с которой поэт снимал маски, бросая ей в лицо «железный стих»:
Вы, жадною толпой, стоящие у трона
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!
И это было не только личное мнение поэта, высказанное им в гениальных стихах. В них Лермонтов выразил мнение передовой части русского общества. Стихи «Смерть поэта» передавались в рукописных списках из рук в руки. По свидетельству современников, один из них был доставлен Николаю I. Шеф жандармов А.Х. Бенкендорф дал стихам Лермонтова такую характеристику: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более, чем преступное». Лермонтова арестовали, отдали под суд, и 25 февраля 1837 года по высочайшему повелению был вынесен приговор, согласно которому корнета Лермонтова перевели в действующую армию на Кавказ. Эти общеизвестные из истории и литературы события происходили в то время, которое авторы сериала «Бедная Настя» избрали в качестве времени жизни и рыцарских подвигов благородных героев под сенью мудрого самодержавия.
Нужно ли украинским мастерам кино участвовать в создании мыльных опер совместно с россиянами? Это все равно, что писать вместе с российскими историками общие учебники по истории. К тому же, в Украине созданы свои, НИКЕМ НЕ ПРЕВЗОЙДЕННЫЕ образцы многосерийных фильмов. В первую очередь — это классический сериал «Царівна». Необходимо законодательство, дающее льготы украинскому книгоизданию и кинематографу, чтобы развивать, в первую очередь, свое искусство.