Был ли Сталин «гениальным злодеем»?
Возможно, читатели «Дня» помнят письмо одного из неравнодушных корреспондентов в нашу газету, Анатолия Погрибного из Черкасской области, опубликованное 18 июня с.г. на странице «Почта «Дня». Наш корреспондент, отзываясь на статью «Драма Горбачева» (12.03.10), посвященную 25-летию прихода к власти последнего Генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР, выражал свое несогласие с рядом мыслей, изложенных в упомянутой статье. Так, по мнению Погрибного, СССР можно было (более того, исторически нужно было) сохранить, а М. С. Горбачев, который имел все возможности сделать это, в сущности, взял курс на намеренный развал единого государства. Кроме того, Погрибный, по сути, жестко отрицал репутацию Горбачева как реформатора и гуманиста, который стремился избежать кровопролития, и обвинил его в гибели многих невинных людей (поставив советского лидера чуть ли не на одну доску со Сталиным). Недавно А. Погрибный послал в редакцию новое письмо, в котором утверждает, что он не получил ответа, в сущности, ни на один из поднятых им вопросов. Учитывая важность этих вопросов, «День» признал нужным напечатать повторное письмо Погрибного с коротким комментарием.
Уважаемый Игорь Радикович!
Не знаю, к сожалению, были ли отклики на нашу дискуссию, поэтому хочу ответить Вам сейчас.
Вы не ответили, в сущности, ни на один из поставленных мною вопросов. А некоторые, особенно неудобные, вообще вычеркнули из текста. Зато сумели прилепить мне ярлык сторонника сохранения СССР и сталиниста.
Можно было бы ответить на это словами А. Мороза: «Кто не сожалеет о СССР — у того нет сердца, а кто сожалеет — не имеет головы».
Как я неоднократно подчеркивал в своем письме, СССР можно было сохранить именно в то время, превратив его в конфедерацию независимых Советских Республик. Ведь украинцы 1 декабря 1991 года голосовали только за создание независимого Украинского государства, но не за изменение социально-политического строя в нем. Надеялся ли кто-то, что мы сразу станем в один ряд с развитыми демократическими государствами?
Да, Сталин — тиран, который сначала поневоле, а затем намеренно истребил голодом миллионы украинских крестьян. Но, сваливая ответственность за Голодомор и другие политические репрессии только на Сталина и его ближайшее окружение, мы поневоле, а может, и преднамеренно:
1. Снимаем ответственность с себя как большой европейской нации. Нас в 1932 — 1933 годах было несколько десятков миллионов. Советская Украина в это время буквально «кипела» от крестьянских волнений и восстаний. В Западной Украине активно действовала ОУН, созданная в начале 1929 года. Можно смело допустить, что у нас создалась революционная ситуация, благоприятная для национально-освободительной революции, которая, однако, не свершилась. Почему? Почему украинцы, вместо того чтобы вместе всем восстать, ограничились только локальными волнениями, а затем покорно умирали от голода? А где была ОУН? Не знала настоящего положения дел? Ведь это была настоящая Великая Битва за Украину. И Сталин сам позже признавал, что, мы «в это время едва не потеряли Украину».
2. Продуцируем своего рода антимиф, антикульт Сталина, продолжаем считать его сверхчеловеком, абсолютно лишенным эмоций, но уже не «гениальным вождем и учителем всех времен и народов», а гениальным злодеем, который заранее просчитывал все свои политические ходы, реагируя на конкретные политические процессы, в частности, и в Украине.
А вы попробуйте это доказать грузинам, которые, за исключением непосредственных жертв «сталинских репрессий», считают Сталина национальным героем. И Музей Сталина в Гори никогда не закрывался, в отличие от других мест. Я взял выражение «сталинские репрессии» в кавычки не потому, что отрицаю непосредственное участие Сталина в них, а потому, что многие репрессии делались «маленькими сталиными» на местах — в селах, районах, городах. И так вплоть до самой Москвы. К тому же не все репрессии были юридически неоправданными. Можно сказать, что политические репрессии в это время были своего рода взяткой, которую давал маленький чиновник большему, а необремененный государственной должностью «активист» — своему непосредственному начальнику.
А разве вымирание или «вымывание» миллионов украинцев в независимой Украине сегодня не является геноцидом? По моему мнению, дискуссия, даже не дискуссия, а аксиоматическое утверждение слогана «Сталин — тиран» имеет одну цель — отвлечь наше внимание именно от современного геноцида. Имеем ли мы на 19-м году независимости развитую экономику? Свободно ли развивается у нас украинская культура? Где украинское кино? Где аутентичный украинский юмор?
Что же касается М. Горбачева, здесь я хочу сказать, что он действительно создал предпосылки для развала СССР.
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Глубокоуважаемый Анатолий Иванович!
Досадно, что Вы считаете, что поставленные Вами вопросы (а главный из них — можно ли было сохранить Советский Союз?), по вашему мнению, остались без ответа. Разговор, очевидно, стоит продолжить.
Сначала хотелось бы сжато отметить те пункты в Вашем письме, с которыми трудно согласиться (кстати, кто «наклеивал» вам «ярлык сталиниста»? Об этом не шла речь! Что же касается того, что Вы являетесь сторонником сохранения СССР, то это вытекало из логики Вашего письма).
Итак, именно результаты политики М.С. Горбачева (а тем более в 1990— 1991 гг.) как раз очень убедительно свидетельствуют, что СССР нельзя было сохранить ни в каком виде — ни как «конфедерацию независимых Советских Республик (летом 1991 года как раз это предлагал президент СССР в проекте Союзного договора, что было, заметьте, расценено ГКЧП-истами как «развал Союза», и не без оснований!), ни тем более как возрожденную сталинскую империю (пролились бы реки крови, по сравнению с которой даже ужасная война в Югославии показалась бы «детским садиком»). Далее. Украинцы (те из них, кто осознавал, что делается) голосовали 1 декабря 1991 года именно за изменение социально-экономического строя — вспомним, что уже три месяца как была тогда запрещена Компартия Украины — самый упорный противник нашей независимости.
Это только два аспекта «несогласия». Однако нужно вспомнить и те тезисы Вашего письма, с которыми трудно спорить. Вы вполне правильно пишете о том, что, возлагая ответственность за Голодомор, за все преступления только и исключительно на Сталина и его палаческое окружение, мы забываем этим самым о сотнях тысяч, миллионах «маленьких сталиных», снимаем ответственность с себя как большой европейской нации. Это — жестокая, неудобная для многих патриотов (в кавычках и без них) правда. Над ней нужно думать. Не разделяя оценку многих явлений современной украинской истории как «геноцид» (здесь присутствуют эмоции), нужно признать, что нами не осмыслен и должным образом не оценен ужасный, кричащий факт — с 1990 г. до 2010 г. количество украинцев сократилось на более чем 6 миллионов граждан!
И, наконец. Вы правы, когда пишете, что М.С. Горбачев «создал условия» для развала СССР (не преднамеренно развалил!). Только мы с Вами по-разному оцениваем это.
Выпуск газеты №:
№182, (2010)Section
Почта «Дня»