Что изучаем?
«История — учительница жизни», — утверждает латинская поговорка. На самом ли деле сегодняшняя история может кого-то чему-то научить и история ли это?Учась на историческом факультете, мне хотелось бы знать правдивую историю, изучать ее по незаангажированным учебникам, читая там факты, а не разные версии и объяснения, которые опираются на фантазию автора. Почему у нас сейчас, через 19 лет после провозглашения независимости Украины, нет фундаментального учебника, который бы не подвергался тотальной критике? Дело в том, что у нас их не выпускают вообще. То, что мы получаем под грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины», — это художественные книги, иногда — что-то среднее между приключенческим романом и фантастикой. Не может учебник быть основан на интерпретации фактов. В его ядре должен быть лишь сам факт.
Так вот, вместо того чтобы создавать общие учебники, писать новые, переводя их на сленговый язык, чтобы было понятнее молодежи, стоит, возможно, посмотреть на все это в другом ракурсе? Почему бы не выпустить «Историю Украины в таблицах»? Учебник, в котором будут указаны даты и места события, экземпляры договоров, а не их результаты для Украины. Фактически никто и не спорит о 90% дат, а только об их выводах, которые подаются. Читая такой учебник, каждый мог бы сделать собственные выводы, дать событиям свою интерпретацию. Действительно, до 9-го класса ребенку будет трудно сознательно охарактеризовать тот или иной факт, но позднее — это уже не ученик, которому нужно все разжевать, а именно личность, которая имеет собственное мнение и хочет его высказать вслух.
Я думаю, что мы слишком ошибаемся в том, что написать новый учебник будет легко. Нет, тем более что он, очевидно, каждой новой властью будет изменяться. Из него одни разделы будут исчезать, другие — добавляться, а в промежутках между этим мы будем выпускать пять выпусков учеников и еще столько же студентов. Не задуматься ли над тем, как это: учить восемь лет в школе и еще пять в университете историю, а затем узнать, что вы учили «неправильную» историю? Как это: готовиться к тестам по одним учебникам с одними толкованиями, а затем за ночь получить совсем другое? Как к этому отнесутся ученики, студенты, преподаватели, в конце концов? Это совсем не повысит интерес к этой науке.
Нам нужно писать новый учебник, ведь один из тех, которые меньше всего подвержены критике, — это «Україна. Історія» Ореста Субтельного. Но новый учебник не должен быть слишком насыщенным в одних и совсем поверхностным в других событиях. Он должен быть единым для востока и запада Украины. Он должен содержать фактический материал, а не переходить грань между публицистикой и художественной литературой.
История. Ее задание — не дать человечеству повторять свои ошибки снова. Как же мы сможем что-то новое построить, не зная, как это делали раньше? Что же мы сможем изменить? Какие выводы будем делать? Нам не нужна другая история. Нам нужна независимая и правдивая история, которую будут изучать и исследовать. Без последнего мы никогда не сможем сами сделать выводы, которые формируют наше собственное мнение.
Выпуск газеты №:
№110, (2010)Section
Почта «Дня»