Чувствуем — значит живем
Чем дольше живет на свете человек, тем крепче «врастает корнями» в ту местность, где родился и вырос, где прошла его молодость, появились на свет дети, где умерли родители. Эту связь невозможно объяснить словами, ее можно только чувствовать. Очевидно, поэтому окружающую жизнь мы воспринимаем прежде всего на эмоциональном уровне. Но какая жизнь — такие и эмоции. Хотя гораздо хуже, когда людям уже на все наплевать и они становятся равнодушными.
Виталий КРИВКО, архитектор:
— Скажу прямо — хорошего в нашей жизни мало. В родном Днепропетровске я каждый день вижу облезшие и давно не ремонтированные дома. Когда идешь по улицам, того и гляди, что на голову упадет кирпич или обломок балкона. Даже на центральном проспекте стоят здания, которые не красили десятилетиями. На них разрушенная лепнина и скульптуры, установленные еще при царе-батюшке или при советской власти. Местами на карнизах старинных зданий растут настоящие кусты, как на диких скалах, — туда занесло семена, и они дали всходы. Удивляет, что даже в трудное послевоенное время, когда люди плохо жили, они все равно думали о красоте и эстетике зданий, об архитектуре — потому что внешний вид города создает настроение и определяет отношение к жизни. Но сейчас до этого никому нет дела. Все углы домов обклеены обрывками объявлений и листовок. Во дворах лежат горы мусора и пластиковых бутылок. Руководители городской власти постоянно ездят в заграничные командировки, видят, как в Европе люди живут, но возвращаются в Украину и считают, что такое существование — в порядке вещей. Правда, накануне Евро-2012 они озаботились ремонтом дорог, но про тротуары забыли. Ведь на многих улицах их практически нет, вместо этого — бугры и рытвины. Впечатление такое, что наша власть по земле не ходит. Убогий и серый вид зимнего Днепропетровска скрашивают только рекламные щиты, прикрывающие стены зданий и обочины дорог. На них мы видим виртуальную страну, которая покупает дорогие машины, отдыхает на заморских курортах и утопает в роскоши и благополучии.
Татьяна КУЧЕРЕВСКАЯ, домохозяйка:
— На наших улицах меня больше всего пугает гололед. Зима стоит теплая, и температура колеблется около нуля. Вчера была оттепель и все растаяло — а сегодня замерзло. Слякоть, которую месили ногами, превратилась в ледяные торосы. Люди поскальзываются и ломают руки-ноги. Медики говорят, что за день к ним привозят до трехсот человек. Однако главное заключается в том, что никто за это не отвечает. Казалось бы, логика простая — мы платим налоги и коммунальные платежи, за которые содержатся дорожные службы и дворники. Ответственность должны нести горсовет и ЖЭКи, за которыми закреплена та или иная территория. Каждый случай травматизма — это прямая вина городской власти и коммунальщиков, которые не утруждают себя выполнением функциональных обязанностей. Мне приходилось бывать за границей, где старательно убирают тротуары, иначе любой травмировавшийся человек может подать в суд и получить немалую компенсацию. У нас же пострадавшим людям редко приходит в голову мысль судиться с городской властью. А того, кто в суд подаст, считают сутяжником и ненормальным человеком. Поэтому народ спасается как может: совсем недавно мне показали «ледоступы» — специальные приспособления, которые одеваются на обувь. Производит их малое предприятие, и стоят такие приспособления 50 гривен. Для пенсионера дороговато, но переломы, пребывание в больнице и хирургические операции обойдутся еще дороже.
Владимир ПРИТЫСКАЧ, сотрудник Государственной налоговой администрации в Днепропетровской области:
— В последние дни меня больше всего возмутило решение городской власти закупить в Германии четыре дюжины списанных трамваев чешского производства. Таким образом они пытаются решить транспортную проблему. И это происходит в Днепропетровске, где на «Южмаше» сидят без заказов машиностроители, собирающие те же чешские трамваи. Трудно найти страну, которая пошла бы на такое решение — вместо поддержки своего производителя покупать «секонд-хэнд» за границей. Выгода от приобретения списанных трамваев сомнительна со всех точек зрения. В последние годы местная власть руководствовалась сиюминутными интересами, не имея стратегии развития городского транспорта. Ставка была на маршрутные такси, где «делались» быстрые и легкие деньги. Малый бизнес из этой сферы выдавили, а микроавтобусы возили стоячих пассажиров, с двойным перегрузом. Как следствие, машины разрушились, увеличились издержки, и перевозчики требуют очередного повышения платы за проезд, уже до четырех гривен. Подобные тарифы трудно найти где-нибудь еще в Украине. Теперь, когда пассажирские перевозки оказались в кризисе, дело решили поправить списанным за границей электротранспортом. Однако проблему это не решит. Днепропетровску необходимо достроить линию метро, которая выйдет на поверхность в районе Южного вокзала. И тогда по железнодорожным путям можно будет ездить практически во все концы огромного города. Это полностью изменит транспортную систему Днепропетровска. Для достройки метрополитена необходим один миллион гривен в день — по 1 гривне с каждого жителя города в течение четырех лет. Такие расходы по силам Днепропетровску, но при условии, что эти средства будут расходоваться по-хозяйски.
Иван НЕМИРОВЧЕНКО, пенсионер:
— На днях мою соседку укусила бродячая собака. Грызанула так, что выхватила кусок ноги. Мы оказали первую помощь и повезли в больницу. Оказалось, что это уже тринадцатый случай за день. Ногу зашили, но назначили сорок уколов от бешенства, а они, как признают сами врачи, очень плохо влияют на здоровье. Уколов можно избежать, если с собой привезешь собаку на обследование. Но где ее искать — ведь она бездомная. То, что творится сегодня с «собачьей проблемой», здравым рассудком не понять. Наши депутаты пошли навстречу Европе и внесли в Уголовный кодекс статью, предусматривающую наказание за жестокое обращение с животными. Теперь коммунальные службы, которые занимались отловом и отстрелом бродячих собак, заявляют, что подождут, пока не внесут поправки в закон. Садиться в тюрьму или платить штраф никому не хочется, тем более что общественные организации по защите животных строчат жалобы. По идее, местные власти должны построить приемники для бродячих псов, кормить их и обеспечить уход, но на деле средств для этого нет. Действительно, денег не хватает и на людей. Тем временем собачки плодятся. В нашем дворе обитает стая — штук двадцать или тридцать всех мастей и размеров. Живут они в подвалах, под балконами и возле теплотрассы, а потому воспринимают прилежащую территорию как свою. Почти каждый день случаются ЧП. Спровоцировать агрессию собак может что угодно. Жильцы написали коллективную жалобу с требованием принять срочные меры. Подписали ее больше пятидесяти человек, потому что всем надоело. Но петицию власти не принимают, говорят, что заниматься собаками некому. В крайнем случае, людям советуют нести свои жалобы в прокуратуру, но и там отмахиваются обеими руками.
Игорь ГУСАРОВ, руководитель Агентства журналистских расследований:
— Днепропетровск — город проблемный, и поводов для негатива хватает. Если жить в этом постоянно — никакая психика не выдержит. Наверное, поэтому у нас много агрессивных людей. Их можно встретить везде — на улице, в транспорте, в магазине. Лично я, вопреки всему, стараюсь настраиваться на хорошее. Человека могут радовать и мелочи жизни — необходимо только их замечать. Но есть поводы и для огорчения — работать становится сложней. Возможно, потому, что наша власть укрепляет свою «вертикаль», отношение к прессе постепенно меняется. Получить информацию во многих случаях невозможно, несмотря на то, что Верховная Рада приняла новый закон. Формально тебе не отказывают, но дают пустые отписки или придумывают отговорки. Ходить по кругу можно очень долго, ведь чиновники у нас изобретательные. Что бы там ни говорили, но при бывшем президенте жилось как-то веселей. Правда, нас уверяют, что теперь станет жить лучше, но я в этом сильно сомневаюсь.
Выпуск газеты №:
№24, (2011)Section
Почта «Дня»