Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Цивилизованного бизнеса не будет

Пока прибыльным бизнесом является государственная власть
19 декабря, 00:00

Николай ТОМЕНКО, директор Института политики, кандидат исторических наук:

— Да, власть в Украине можно рассматривать как бизнес. Его, точно так же как бизнес вообще, можно разделить на мелкий, средний и крупный. К малому «госбизнесу» я отношу разовые, не системные «услуги» — обеспечение доступа к лицам, принимающим решения, получение «нужных» резолюций, разрешений и т.п. «Расценки» для разных уровней власти, кстати, хорошо известны. Средний уровень подобного «бизнеса» отличается уже большей системностью и финансовыми «оборотами». Здесь речь идет уже не о разовых «заработках», а о более структурированной работе по влиянию на отдельные субъекты экономической деятельности или процессы в сфере национальной экономики. Речь идет прежде всего о «схемах» в приватизации и о контроле над руководством крупных прибыльных предприятий. Условия контроля — это, как правило, обеспечение определенных поступлений в бюджет и «взносы» в, так сказать, политические фонды, своего рода «политический налог». Большой властный «бизнес» предполагает монополизацию, получение «прибыли» и контроль над уже целыми отраслями экономики либо секторами рынка. Следствие подобного «бизнеса» — это большие непоступления в бюджет и долги государства. Иными словами, здесь речь идет уже об использовании рычагов государственной власти для монополизации наиболее ликвидных «кусков» национального рынка. Причем монополизация в данном случае — это постепенный или временный контроль лиц, находящихся прямо или опосредованно у власти. Механизмов здесь масса. Известно, что госслужащим запрещено заниматься бизнесом. Поэтому «участие» власти в бизнесе обеспечивается через разного рода «доверенных лиц», родственников, членов семьи. Последнее было распространено в свое время настолько, что можно было бы написать фундаментальный труд типа «Роль семьи в украинской политике».

В качестве характерного примера можно привести присутствие в руководстве одной из компаний мобильной связи дочери одного из руководителей государства, которая в последнее время, кстати, совмещает служебную и благотворительную деятельность. Бизнес власти породил уже и более системное явление — политические синдикаты и «холдинги», которые «работают» не разово, а соединяют в себе властную, промышленную, финансовую, медиа-составляющую, культурную, спортивную деятельность и т.д.

Среди наиболее прибыльных видов «бизнеса», если говорить о длительном использовании госвласти, — это прежде всего госбюджет, соединение бюджетных и бизнес-проектов. То есть, бюджет как бизнес. Конечно, допуск к бюджетным деньгам требует от предпринимателей разного рода услуг и «политических налогов». Например, может оказаться, что спасти страну может определенный «взнос» на какую-нибудь реконструкцию, поддержку олимпийской сборной и т.п. Прибыльными остаются энергоносители, спиртное, а также все, что связано с внешнеэкономической деятельностью — это эксклюзивная сфера бизнеса власти, поскольку контроль здесь осуществляется минимальными лицензионно-разрешительными средствами.

Думаю, честного, цивилизованного, не связанного с властью, большого бизнеса в Украине не существует. В результате, выигрывают холдинги и синдикаты, а проигрывает общество.

Александр МАХМУДОВ, президент АО «Дикон», президент корпорации Укрпром:

— Я бы не хотел называть делание денег посредством власти бизнесом. Власть как бизнес — это производство денег из воздуха, ничего общего не имеющее с бизнесом как таковым. Использование власти как средства зарабатывания денег у нас очень широко распространено, и это очень вредит нормальному бизнесу, разлагает его. Здоровый бизнес сегодня загоняется «в тень» и в тупик: как дойная корова, которую сначала привязывают за хвост, а потом набрасываются со всех сторон с требованием: «Дай молока!». Да, вхождение во власть сегодня является наиболее коротким путем к богатству для отдельных лиц либо бюрократических группировок.

Как правило, власть делает деньги через право устанавливать «правила игры». Варианты «упаковки» — постановления, указы, разрешения, лицензии и т.п. зависят от того, что является объектом интереса: отрасль, сектор рынка или отдельное предприятие. Что касается конкретных секторов рынка, на которых власть занимается «бизнесом», — то это прежде всего те, где нет длительного производственного цикла: трейдерство (прежде всего энергоносители), торговля. Если это производство — то сверхприбыль извлекается или через поддержку монопольного положения на рынке конкретных структур, или, опять же, через систему разрешений, лицензий, акцизов (например, водка, табак). Безусловно, для «производства» денег (я сознательно избегаю слова бизнес) используется госбюджет. В качестве примеров можно привести всем известные реконструкции. Этому способствует отсутствие гласных и прозрачных процедур использования бюджетных денег. Существуют и другие схемы и примеры использования бюджетных денег, но назвать их я не могу.

Сегодня налогоплательщику непонятно, как власть использует его налоги, что еще больше увеличивает недоверие к власти. А доверие к власти, между прочим, является макроэкономическим показателем. При нынешнем катастрофическом уровне доверия к власти вряд ли можно говорить о каких-либо перспективах реформ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать