Cвидетельство дружбы
Что писал Тарас Шевченко в «Дневнике» о Семене Гулаке-Артемовском
Исполняется 160 лет со времени, когда только что освобожденный из ссылки Тарас Шевченко начал вести свой дневник (названный им «Журнал»). Первая запись сделана 12 июня 1857 года, а последняя — 13 июля 1858 года.
Именно записи поэта в дневнике наиболее полно передают его чувства и отношение к Семену Гулаку-Артемовскому, своему земляку и большому приятелю еще с 1838 года, человеку, который не отрекся от Тараса и в десятилетия страшной солдатчины (в отличие от многих). Ведь Семен писал ссыльному теплые письма, посылал деньги. То есть поддерживал и морально, и материально. Шевченко это очень ценил, ведь, действительно, настоящий друг познается в беде...
Поэтому отвечал певцу той же любовью, уважением и безграничной благодарностью. О чем и читаем в дневнике. Потому что когда Кобзарь вернулся, наконец, в Петербург, то одним из первых, с кем поздоровался, к кому поехал, был Семен.
Итак, хронология дружбы Семена Гулака-Артемовского и Тараса Шевченко, согласно дневниковым записям нашего гениального поэта и художника...
«28 марта. В три часа вернулся я домой и обнял моего задушевного Семена Артемовского. А через полчаса я был уже в его доме, как в своем родном доме. Многое мы вспомнили и переговорили, а еще больше не успели ни вспомнить, ни переговорить. Два часа промелькнули быстрее одной минуты. Я попрощался со своим дорогим Семеном.
31 марта. Вечер провел у Семена.
2 апреля. Вечером в цирке-театре я слушал «Бронзового коня». Блестящая постановка, и больше ничего. Один старик Петров и Семен со славой поддержали «Бронзового коня». А остальные — невесть что.
4 апреля. В три часа отобедал с Дзюбиным. Вечер провел у Семена...
7 апреля. Вечером пошли с Михайловым к Семену и не застали его дома.
10 апреля. Снег, слякоть, гнусность; несмотря на все это, мы отправились, то есть я, Семен и М.Лазаревский, в Академию смотреть выставку. Из выставки пошли мы на обед к графине Анастасии Ивановне.
13 апреля. От М.Д.Старова мы с Семеном поехали к М.В.Остроградскому. Остроградский с семьей едет на лето в Малороссию. Пригласил бы, говорит, и Семена, но боится, что в Полтавской губернии для него не хватит сала... Обедал у Семена, вечер провел у графини Анастасии Ивановны.
21 апреля. Вечером пошел в театр. Спектакль вообще был хороший, а увертюра «Вильгельма Телля» блестящая... Семен в роли отца Линды де Шумани очень хорош.
22 апреля. Без всякой цели блуждал до обеда, только уже не один, а с Семеном. А вечером с Семеном пошли к землячке М.Л.Мокрицкой...
23 апреля. Вчера договорились мы с Семеном, что сегодня в первом часу поедем посмотреть дачи. Ровно до двенадцати была прекрасная погода, а затем пошел дождь... Мы просидели целый день дома, читали Гумбольта...
25 апреля. Пошел в Академию на выставку. В первом зале встретился с Жемчужниковым, а в последнем с Семеном. Из Академии поехали с Семеном на Петербургскую сторону искать дачу. Дачу нашли, оставили задаток и в шесть часов вечера приехали домой. Вечером с Семеном были у М.И.Петрова, слушали бесконечные и бесплодные разговоры об эмансипации.
30 апреля. Пошли с Семеном в Летний сад с намерением посмотреть монумент Крылова. По пути зашли в Казанский собор посмотреть картину Брюллова.
2 мая. Были с Семеном в Эрмитаже, в отделе древней и новой скульптуры. Из Эрмитажа пошли на выставку цветов.
6 мая. Поехали с Семеном к Энгельгардту, не застали дома. Зашли к Курочкину, а затем к землячке М.С.Кржисевич, и она нас встретила веселая, молодая, как и десять лет тому назад.
7 мая. С десяти до двенадцати Семен со своим учеником пел разные дуэты, а Александра Ивановна им аккомпанировала на фортепиано, я слушал и иногда им аплодировал...
9 мая. Вечером были с Семеном у дорогой Гринберг. Она много и прекрасно пела.
11 мая. Вечером с Семеном были у графини А.И.Толстой и вернулись в четыре часа утра. К большой радости хозяйки последний весенний вечер был оживленным, как всегда, и чрезвычайно веселым. Семен и мадмуазель Гринберг были душой всеобщей радости.
20 мая. Вечером был у Семена, и очаровательная Александра Ивановна играла лучшие места из «Трубадура». Играла блестяще».
Как можем убедиться, по приезде в столицу Шевченко, уже с Гулаком-Артемовским встречаются чуть ли не ежедневно, фактически они были неразлучны. Особенно в первый месяц. В мае друзья уже виделись реже, потому что у Великого Кобзаря появляются новые и новые знакомые и друзья. Ведь его поэтическая слава привлекала все новых и новых почитателей. Как писал Тарас в письме к коменданту Новопетровского укрепления (где отбывал ссылку) Ираклию Ускову, «земляки (в Петербурге) носят меня на руках».
Однако дружба двух светочей нашей культуры никоим образом не потускнела. Свидетельством этого является и известная песня в обработке С.Гулака-Артемовского «Стоїть явір над водою» (август в 1858 г.), посвященная его дорогому товарищу, эту песню Шевченко очень любил. Дружба продолжалась вплоть до Тарасовой смерти, на которую Семен Гулак-Артемовский откликнулся искренней скорбью и вместе с другими провел своего друга в Вечность. А также организовал благотворительный концерт, средства от которого передал родственникам Кобзаря.
Скорбь Семена о Тарасе никогда не утихала. Он хорошо понимал, какого гения, какого Титана потеряла Украина и наш народ.
Выпуск газеты №:
№145-146, (2017)Section
Почта «Дня»