Даже двое могут многое
О письмах неравнодушных и рождении новой страныДвое — это будто немного. Но не следует преуменьшать возможности двух ситуативных украинских единомышленников. После весеннего донецкого «десанта» на Прикарпатье уже дает свои плоды новая акция по сближению молодежи Галичины и Донбасса. Авторами идеи стали беженка из Антрацита Ольга Золотарева, которая теперь проживает в Коломые, и мариупольская активистка Оксана Стомина.
«Мы переоцениваем ценности, мы ставим вопросы и имеем право на ответы. Нам есть что сказать и есть о чем спросить себя и Бога, друзей и недругов, близких и далеких для нас людей. Воплотить эмоции в слова, выплеснуть их на бумагу, задать вопросы, которые накопились за три последних года, а главное — предпринять шаг навстречу друг другу — вот смысл нового социального и литературного проекта «Письма с Запада. Письма с Востока» — так объясняют волонтеры смысл задуманной патриотической акции.
Их лишь двое, но как работают, какой материал собрали!
***
Откликнулись разные люди — как донецкие, так и коренные прикарпатцы. А также те выходцы из Луганщины и Донетчины, которые оказались в Коломые. Кто-то подписался собственной фамилией, кто-то псевдонимом. Ведь осторожность на востоке до сих пор не лишняя. Кто-то пишет раздраженно, а кто-то подошел к написанию письма по-философски. Ирина Костюк, обращаясь к самому Путину, спрашивает: «Ты признаешь, что разрушил мою семью, подло отнесся к моим чувствам? Нас в городе было много — тех, кто вслух выражал свое мнение, но впоследствии наш круг сузился до единиц... По нашей земле проехали вражеские танки, сначала ночью, а затем и средь бела дня. Начали сновать машины с грузом «200», и тогда стало ясно — это война. Дочка просила и плакала: «Мамочка, я хочу жить...». Ты от своих детей когда-то слышал такие слова? Страх за жизнь заставил нас бежать. Мы ехали через блок-посты сепаратистов и видели их пьяные и злые морды. Именно по твоему желанию сатанинскому все это отребье оказалось в центре моего города. Это ты так пришел меня защищать?»
Письма других людей ценны тем, что не лишены юмора, и в них зафиксировано много интересных деталей. Валентина Ростова описала только маленький эпизод войны, но он очень важен: «... ожидаем, пока подойдет наша очередь показывать документы. И вдруг лицо молодого парня в военной форме, который их проверяет, светлеет: «Ну, надо же... А это кто такой красивый?» Это наш пес Ричард тянется к нему через открытое стекло машины — поцеловаться... Он от природы очень очаровательный и любит всех на свете. «Так ты Ричард? — весело переспрашивает солдат. — А я Иван!» И здесь к нашей машине спешит другой проверяющий с автоматом наперевес: «Стойте, стойте, и я посмотреть хочу!» И тоже радостно целуется с нашим Ричардом... На земле этих ребят мир. Их домашние не прячутся во время обстрелов в подвалах. Но они пришли туда, где идет война. Пришли сюда, чтобы защитить мир. Спасибо вам, мальчики... «
А вот искренняя исповедь Дианы Веллс : «В момент общей паники, в августе 2014 года, в соцсетях появилось предложение собраться на митинг. У меня возникло ощущение, что это самое важное, что я могу сделать в данный момент. Там собрались люди, которые не могли молчать, которые хотели выразить свою гражданскую позицию. Мы пели государственный гимн, который засверкал теперь особыми красками. Слова, которые в мирное время отдают пессимизмом, в неспокойный период вселяли надежду — ведь мы живы, а с нами и слава, и воля... Вдохновение от единого порыва, чувства глубокой общности и родства, осознания себя частью нации! Мы пришли на площадь заявить о своей решительности бороться за себя и за свою страну. Может, именно тогда Мариуполь перестал быть безликим городом у моря и нашел свою индивидуальность?»
***
А разве можно без волнения читать строки Юлии Стоминой: «2014-й год научил меня ничего не планировать, вздрагивать от любого звука, начинать день с новостей. 2014-й год лишил меня части старых друзей, но дал новых, одарил единомышленниками. А еще он подарил мне очень близкого человека — мою свекровь. Почти через двадцать лет со дня знакомства, нас сближала, связала эта война. Мы оказались на одной волне, по одну сторону баррикад, с общими страхами и общими надеждами. Именно тогда я полюбила маму моего мужа. Старушку, которая собирает закатки ребятам-защитникам. Человека, который пережил Вторую мировую в детстве и столкнулся с «братской любовью» на склоне лет... Ее натруженные руки. Ее порезанное морщинами лицо. Ее заботу. Ее тепло. Ее любовь к Украине. Я вбирала в себя ее знания и ее опыт. Мы были с ней заодно, и все прошлые, мирные расхождения уже не имели значения ... К сожалению, мама мужа стала одной из тысяч украинцев, которые так и не узнали, чем закончится эта война ...» Юлия заканчивает свое письмо на украинском языке:
«Чуєш, мамо? Я впевнена, ти чуєш мої думки! Час від часу я розмовляю з тобою подумки... Я переповідаю тобі новини та ділюся з тобою успіхами твоїх онуків. Я вірю, що одного дня, зовсім скоро, я розкажу тобі про нашу перемогу. Вдивляючись в безкрає море, прислухаюсь до мелодії хвиль, я розповім тобі про мир. Про розквіт України. Та обов’язково про мої плани на майбутнє...»
***
Письма будут печатать газеты Прикарпатья и Донбасса. Следовательно, маленький патриотический мариупольский «десант» в Коломыю, который состоялся в середине апреля, имеет неплохое продолжение. Обратите внимание: у «истоков» акции (возможно, когда-то она станет всеукраинской) только два человека... Поэтому искренне поблагодарим всех, кто на фронте и в тылу содействует рождению новой украинской нации.
Выпуск газеты №:
№125-126, (2017)Section
Почта «Дня»