Воля, освобождение - вот тот конечный флаг, к которому тянется все, к которому стремятся и воины с мечами, и моралисты с заветами, и поэты со стихами.
Василий Липкивский, украинский религиозный деятель, церковный реформатор, педагог, публицист, писатель и переводчик, создатель и первый митрополит Украинской Автокефальной Православной Церкви.

«Де ж бо ви, борці народні?»

В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения Василя Мовы
27 апреля, 2012 - 12:14
Василь Мова / ФОТО С САЙТА LUBOTIN.KHARKOV.UA

Уважаемая пани Лариса!

Возглавляемую Вами газету «День» читаю от первого до последнего слова. Благодарю за нее.

Поскольку по украинским землям шагает славное 150-летие со времени основания тайных обществ украинской молодежи — «Громад» — и первой из них была киевская, а в этом году исполнилось 170 лет со дня рождения члена харьковской «Громади» Василя Мовы, прошу на страницах такой нужной Украине, а особенно молодежи, газеты «День» напечатать мои несколько слов об одном из Славных Сыновей Украины — о Василе Мове (Лиманском).

 14 января, в первый день старого Нового года, на самого Василия, исполнилось 170 лет со дня рождения Василя Мовы (Лиманского) — украинского поэта, а по словам галичанина Александра Барвинского, — шестидесятника ХIХ века.

Василь Мова был членом харьковской «Громади», которая была одним из классов всеукраинской школы воспитания украинской национальной элиты. Именно так! Вспомним всех самых выдающихся сыновей и дочерей того времени. Все они были воспитанниками «Громад» или их детьми. Автор слов Государственного гимна Украины «Ще не вмерли України і сила, і воля...» Павел Чубинский был воспитанником киевской «Громади». В студенческие годы Василь Мовы, а учился он в Харьковском университете, таких молодежных обществ было много. Их основали сознательные сыновья украинского народа, которые в свои гимназические и студенческие годы объединились вместе, чтобы трудиться для добра своего народа.

Василь Мова родился на хуторе Сладкий Лиман, у станицы Стародеревьянковская, Каневского района Краснодарского края (теперь Российской федерации), «...от сотника войска Черноморского, Стародеревьянковского куреня, Семена Мовы и его жены Мелании», — читаем в письме, написанном 3 августа 1888 года к Александру Конискому — воспитаннику полтавской «Громади», автору духовного гимна «Боже великий, єдиний, нам Україну храни».

Учился в Екатеринодарской военной гимназии (в пансионе), потом — в Харьковском университете «на військовий кошт». Сначала на филологическом факультете, а с третьего курса перешел на юридический факультет и закончил учебу кандидатом наук.

По окончании университета вернулся в родной край — на Кубань. Но не по доброй воле, как сам написал, а «...заброшенный судьбой на долгие годы, хотя в родной и далекий глухой закоулок». Не было ли это платой за его участие в харьковской студенческой «Громаді»? По-видимому, да. Ведь с закрытием воскресных школ громадовцев разогнали по закоулкам Российской империи: кого выслали на север или в Сибирь, а кого — в родной край под надзор полиции.

Три года был учителем словесности в екатеринодарском Мариинском женском училище, потом работал на разных юридических должностях: судебным следователем, мировым судьей и головой. Работал в Усть-Лабе, Ейске (с июня 1878—1885 гг.), а с 1886-го — снова в Екатеринодаре.

Василь Мова был большим украинолюбом, о чем узнаем из его поэтических произведений, которые он начал писать еще с 1860 года. Первое его произведение опубликовано в петербуржской «Основі» в 1861 году. Следующие — в тогдашних львовских изданиях.

Где Кубань, а где Львов? Расстояние немалое. Но могло ли оно быть препятствием для молодых украинцев-членов и воспитанников «Громад»? Члены обеих подневольных частей Украины (подроссийской и подавстрийской) поддерживали между собой тесные связи: переписывались, обменивались книгами. Если в подроссийской Украине царское правительство притесняло «Громади» и воскресные школы как часть их деятельности, то в подавстрийской Украине «Громади» лишь набирали размах к труду для добра своего народа.

Поэтические произведения Василя Мовы проникнуты любовью к девушке-украинке, женщине-берегине рода, ребенку-будущему Украины. Из них мы узнаем о мечтах, надеждах и работе харьковских громадовцев. Только ли харьковских? Это порывы всеукраинских громадовцев. Свои поэтические произведения Василь Мова посылал в печать под псевдонимом «Василь Лиманський».

Переход Василя Мовы с филологического факультета на юридический, может, и связан с мечтой, большим желанием, жертвенностью работать для добра своего народа, чтобы защитить его права. Кто знает? Сам Василь Мова в своих письмах или предисловиях к будущим сборникам об этом не вспоминал. А может, его, как и других членов «Громади», исключили из университета и выслали домой под надзор полиции? И уже потом он вернулся в Харьковский университет, но уже на юридический факультет. Ведь в 1865 году он написал «Думу засланця».

Каждый преступный акт царского правительства в отношении украинского языка, украинского народа болью отзывается в его поэзии. Так, в 1876 году он написал стихотворение «Не пустуй, моя голубко», в котором есть такие строки:

«...Спить Вкраїна,
І настане колись час —
Її збудять знов до жизні
Народовців чесний глас.
Любко мила, любко рідна!
Україна — то народ,
А народи не вмирають,
А живуть із рода в род...»

И вспомнилась мне поездка в Кировоград. Было это в советское время. В автобусе, который взял курс на хутор Надежда — на мой взгляд, колыбель украинского театра, ехали ученики не старше 7 класса. Я сидела на переднем месте рядом с местной жительницей, мы начали разговор. Вдруг нас обступили дети, которые ехали в автобусе. Они вытащили свои записные книжки и, слушая наш разговор, начали записывать слова. До сих пор не могу без слез вспоминать эту минуту в своей жизни. На мой вопрос: «Дети, что вы делаете?» к нам подошла учительница, которая ехала с ними и сказала: «Это дети украинцев. Мы из Краснодарского края, у нас до 1946 года были украинские школы». Слезы полились из моих глаз. Это событие произошло через 40 лет с тех пор, когда на Кубани закрыли украинские школы. Но учительница, может, даже ровесница этих страшных событий, помнила о них и привезла детей, чтобы они услышали язык народа, от которого происходят, язык своих дедов и прадедов.

Дай Бог вам, кубанские украинцы, долгой жизни за то, что приняли «зажженную лампаду» от воспитанников «Громад», да и не только от них. Верю, что вы достойно понесете ее по миру.

В 1890 г. (неизвестно, в начале или в конце) Василь Мова написал «Заповіт засланця». Это же он был сосланным. Умер он 28 июня 1891 года, на 50-м году жизни.

В наследие он оставил нам свою прекрасную, глубоко патриотическую поэзию, из которой мы узнаем о цели и деятельности студенческого общества — харьковской «Громади». А эти несколько слов моего воспоминания о нем пусть будут цветком на его могиле в далеком Краснодаре. Надеюсь, что те кубанцы, которых я встретила в Кировограде, ухаживают за его могилой и хоть дважды в год приносят ему красную калину.

Ольга ЗБОЖНАЯ, кандидат физико-математических наук, доцент, член НОШ, Тернополь
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ