«День» помогает нам сберечь память

В вестибюле нашей школы-интерната I-II степеней (у нас учатся дети с первого по девятый класс) в мемориальную неделю ежегодно на школьной стене прессы есть и информационный материал, с рисунками, портретом Джеймса Мейса — рыцаря Украины, как назвала женская общественность нашего американца, который отстаивал историю Украины. Поэтому его имя известно детям, у нас всегда накануне Дня памяти проводится минута молчания, также проходит акция «Зажги свечу», дети со взрослыми ходили на Михайловскую площадь, также мы были в новом Мемориале памяти жертв Голодоморов на Печерске. Кроме минуты молчания, у нас проходят уроки памяти, а когда мы приходим в понедельник в школу, всегда происходят разговоры о том, кто где был с родителями. Мы всегда просим детей: если ваши родители не готовы к акции почтения памяти, не купили свечечку, не подготовились, вы должны рассказать, что так нужно делать. И дети говорят: мы зажгли свечи, и наши соседи сделали это, мы, например, были на кладбище на могиле бабушки, мы не были возле памятника жертвам Голодомора, но были там-то... То есть мы своими методами воспитываем в детях память. Когда только начали говорить о Голодоморе, я зашла в один класс на урок и поведала им страшную правду. О том, что когда моя мама мне рассказывала об этой трагедии, то я ей не верила, как это не досадно. Когда была маленькой школьницей, я верила учителю, своей школе и говорила: «Мама, так не могло быть! Почему же учителя нам не рассказывают об этом?» А мама говорит: «Дочка, если бы я имела не четыре класса образования, то я бы тебе объяснила больше. А если ты мне не веришь, ну что же...» (родителей не стало, родственники позабирали детей в Киев, она в 13 лет пошла на завод «Арсенал», добавив себе два года). Таким было мое признание своим ученикам. Я не знала правды и не верила своей маме, а верила школе и учителям. Поэтому роль учителя чрезвычайно велика, и учитель должен быть морально чистым, честным. Я и родителям на собраниях говорю: в сложное мы время живем, и если не будем объединяться, защищать своих детей, свою историю и свою память, нам будет плохо.
На днях листала книжку «Российская идея» Игоря Чубайса, я открыла ее на странице, где речь идет «О восстаниях в концентрационных лагерях, 50-е годы, Норильск, Воркута». И рассказывается о том восстании, когда 20 тысяч пленных месяц стояли в Норильске и среди них большинство — 90 % — украинцы. Он вспоминает Гирняка, других и пишет, что в архивах (а их, наверно, не откроют) — правда об украинцах, тех, кто боролся за независимость Украины. Пока, наверное, не подрастет та молодежь, которую мы воспитываем сейчас, которая свободно говорит о своих возможностях, правах, будущем, будет продолжаться борьба, сложная борьба.... Нужно бороться всеми силами, изучать, читать.
Вообще я дружу с «Днем» и обожаю эту газету. Я рассказываю о ней своим товарищам, коллегам, даю почитать, иногда покупала по два экземпляра и вывешивала в учительской, в вестибюле. То есть «День» для нас — это окно в историю: глубокое, широкое, открытое. Дарю книги «Дня», например, фотоальбом и «Силу м’якого знака», своим друзьям — уважаемым педагогам и руководителям, которые восторженно отзываются: «Какой шикарный подарок!». Мои дети, друзья ходят на фотовыставки «Дня», я всем советую их посещать. Я всем рассказываю, пропагандирую и говорю: выписывайте, читайте, покупайте, изучайте и открывайте глаза на мир истории, который мы плохо знаем.
Выпуск газеты №:
№214, (2012)Section
Почта «Дня»