Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«День за днем, год за годом...»

В 2021-м исполняется 60 лет со дня открытия памятника Леси Украинке в американском Кливленде
18 февраля, 20:23

Кливленд (штат Огайо) стал третьим (после Нью-Йорка и Детройта) большим городом США, который я посетил в начале 1992-го, как только началась моя исследовательская программа в Мичиганском университете.  Мало того, на встречу с тамошней украинской общиной я пожаловал по приглашению местного отдела Союза украинок Америки (СУА).  Таким образом, уже находясь в Кливленде, узнал, что именно эта организация в сентябре 1961 года занималась открытием первого на американском континенте монумента Лесе Украинке. Поэтому вопрос, ехать или не ехать к Лесе Украинке, даже не возникал.  Конечно, ехать!  И вот на следующий (после выступления в доме СУА) день, отложив путешествие к Ниагарскому водопаду, благодаря заботливой госпоже Надежде Дейчакивской мы были уже в пути.  Нас сопровождал и свидетель тех торжеств, литератор и врач Юлиан Мовчан, который вызвался поделиться подробностями об открытии памятника.  Его рассказ я записал на диктофон.

«РЯДОМ С ПАМЯТНИКОМ НАХОДИЛАСЬ МЛАДШАЯ СЕСТРА — ИЗИДОРА КОСАЧ-БОРИСОВА»

«Погожий и, как на ту пору года, даже жаркий день воскресенья 24 сентября 1961 года навсегда остался в памяти украинского общества Кливленда. Здесь в присутствии нескольких тысяч украинцев и чужестранных гостей состоялось торжественное открытие монумента выдающейся украинской поэтессе — Лесе Украинке — по случаю 90-летия со дня ее рождения.  Это стало возможным благодаря пятилетней организационной работе Союза украинок Америки и Комитета построения памятника Лесе Украинке в Кливленде.

Памятник Лесе Украинке открыли на территории Украинского культурного парка, который был создан в 1940 году и который является собственностью города Кливленд.  Таким образом, именно здесь в 1961 году на высоком гранитном постаменте красного цвета появился величавый монумент — статуя знаменитой поэтессы (автор — известный скульптор Михаил Черешневский).

ФОТО З САЙТА L-UKRAINKA.NAME

Помню, что вокруг монумента в организованном порядке в униформах выстроилась молодежь, сплоченная в таких организациях, как Объединение демократической украинской молодежи (ОДУМ), Союз украинской молодежи (СУМ), Украинский Пласт и тому подобное.  И рядом, и чуть дальше — тысячи граждан разного возраста, выходцев из разных частей соборной Украины.  Приятно, что по такому величественному случаю многие пришли в украинских национальных костюмах.

Под звуки духового оркестра «Трембита», ячейки Союза украинской молодежи им. гетмана Богдана Хмельницкого, который исполнил украинский и американский национальные гимны, подняты американский и украинский национальные флаги.  Открытие памятника Лесе Украинке осуществила председатель Союза украинок Америки Елена Лотоцкая, пока звучал незабываемый гимн заокеанских украинцев «За тебе, Україно» (муз. С. Людкевича, сл. В. Щурата), который пел хор им.  Т. Шевченко.

Волнующим было и то, что в этот момент рядом с памятником находилась молодая сестра Леси Украинки — Изидора Косач-Борисова, которая приехала на открытие из Нью-Йорка.  Поэтому глаза всех присутствующих были направлены на монумент и на эту небольшого роста 74-летнюю женщину, похожую на свою сестру.  В те минуты она стала словно живым олицетворением бессмертной Леси Украинки.

Не менее трогательным моментом было возложение к памятнику горсти земли со столь дорогой для каждого украинца могилы Леси Украинки на Байковом кладбище, которую тогда, почти накануне торжественного открытия, удалось привезти из Киева одной украинке-патриотке. Одновременно ученики «Родной школы» возложили венки из живых цветов к подножию памятника великой поэтессе.  Впрочем, по окончанию церемонии открытия многочисленные присутствующие, которые съехались в тот день со всей Америки (США и Канады), еще долго не покидали уютный парк, присматриваясь к величественной статуе, фотографируясь как на фоне монумента, так и с сестрой Леси Украинки — пани Изидорой Косач-Борисовой.

В тот же день, а также накануне произошло еще несколько событий, приуроченных к открытию монумента.  В частности, праздничный концерт в память о Лесе Украинке в зале школы им.  А. Линкольна, а еще — торжества в честь выдающейся поэтессы в светлице Украинского народного дома.  Здесь присутствующие услышали праздничное слово «Леся Украинка в духовом проводе украинского народа», выступления скульптора Михаила Черешневского, председателя Союза украинок Америки Елены Лотоцкой, председателя ячейки НТШ Владимира Радзикевича. С особым интересом участники мероприятий восприняли слово поэта Евгения Маланюка, который специально прибыл на это событие из Нью-Йорка, посвятил выступление значению творчества Леси Украинки в мировой литературе.

Содержательной и разнообразной была и художественная часть этих мероприятий, в которой прозвучали произведения Леси Украинки — «Contra spem sреrо»  (на английском языке), «Горить моє серце», цикл «Сім струн», «Соловейковий спів навесні», а также других авторов в исполнении самых известных мастеров диаспоры».

«ПРАВДА О ЛЕСЕ, О ЕЕ СЕМЬЕ И БЛИЖНЕМ ОКРУЖЕНИМ»

Сейчас, накануне 150-летнего юбилея Леси Украинки, это воспоминание, записанное почти три десятилетия назад, представляется особенно важным, так как освещает не только незаурядные события в культурной жизни диаспоры, но и отношение иностранных украинцев к знаменитой поэтессе как к одному из величайших национально-духовных ориентиров.

Монумент Леси Украинки в Кливленде, конечно же, не единственная дань памяти гениальной поэтессе за океаном. Немало мероприятий в честь этой фигуры произошло, к примеру, под руководством УВАН, НТШ, Украинского свободного университета, Украинского научного института Гарвардского университета, Союза украинок Америки, Фонда им.  Ивана Багряного, других известных научных и общественных институтов в мире.  Впрочем, не только украинских: например, в апреле 1982 года во французской Сорбонне состоялся двухдневный научный симпозиум, посвященный литературному творчеству и общественно-политической деятельности Леси Украинки, где среди прочих прозвучали и такие доклады: «Леся Украинка в украинском национальном движении»  А. Жуковского, «Эпоха Леси Украинки» В. Косыка, «Философский аспект творчества Леси Украинки» К. Митровича, «Каменный гость Леси Украинки и миф о Дон Жуане» пана Мореля, «Метафора в произведениях Леси Украинки» Яра Славутича, «Покорна  правде и красоте» И. Качуровского, «Леся Украинка и возрождение украинской литературы в 1920-х годах» Оксаны Ашер, «Леся Украинка и французская литература ее эпохи» Б. Глинского и тому подобное.

Кроме научных событий, в среде украинской диаспоры регулярно проходили и литературно-художественные мероприятия, устроенные в честь Леси Украинки. Это прежде всего творческие вечера, презентации и конкурсы, а также творческие события (театральные премьеры, академии), память о которых помогают сохранить том числе и такие вот заголовки материалов эмиграционной периодики: «Высококультурный концерт в честь Леси Украинки в Мюнхене» (1949), «Празднование памяти Леси Украинки» [в Кливленде]» (1950), «Произведения Леси Украинки для Манитобского университета» (1952), «Вечера памяти Леси Украинки в Париже» (1953) и др.

Важным событием в жизни украинской диаспоры стало появление книги сестры поэтессы — Ольги Косач-Кривинюк «Леся Украинка. Хронология жизни и творчества». В 1970 году это очень ценное исследование увидело свет за океаном усилиями УВАН, а в 2006-м появилось «и в Украине, где эту книгу держали в руках лишь единичные украинцы и знатоки творчества гениальной поэтессы.  Потому что в этом уникальном труде, как писала Изидора Косач-Борисова, «правда о Лесе, о ее семье и ближнем окружении!» — напоминает в предисловии к этому уникальному изданию академик Николай Жулинский.

Эта «книга имеет уникальное литературно-историческое значение, но ею увлечется каждый читатель, — писала на страницах эмиграционных «Українських вістей» Изидора Косач-Борисова, которая была почетным председателем Комитета издания «Хронології». — День за днем, год за годом расстелится перед ним жизнь Леси Украинки — поэтессы, человека, женщины, общественного деятеля на фоне семейных и общественных отношений, омраченная ее тяжелыми болезнями, освещенная ее идейностью и гениальностью.  Оживут в воображении читателя места на родине и за рубежом, где жила поэтесса, как живые станут люди из ее окружения, более всего большая семья Косачей. Иногда заглянет читатель и в тайны творчества поэтессы, раскрытые в ее письмах, переживет ее настроения».

«ХРОНОЛОГІЯ ЖИТТЯ І ТВОРЧОСТИ» — САМОЕ ГЛАВНОЕ, НО НЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ИЗДАНИЕ

«ХРОНОЛОГІЯ ЖИТТЯ І ТВОРЧОСТИ» — самое главное, но не единственное издание, осуществленное средствами диаспоры в контексте памяти Леси Украинки. В 1953-1954 гг. в Нью-Йорке увидел свет 12-томник произведений поэтессы (к 40-й годовщине со дня ее смерти; ред. Б. Якубского), в 1971-м в Филадельфии — сборник к столетию Леси Украинки. В Канаде издана «Боярыня» (1971), а в США — «Лесная песня» и другие произведения на английском языке (1950) и др. Среди авторов, которые оставили свое слово о поэтессе (в частности на уже раритетных ныне страницах периодических изданий диаспоры), имена Юрия Лавриненко, Юрия Шевелева, Игоря Качуровского, Антона Княжинского, Сергея Голубенко, Антонины Горохович, Петра Одарченко, Осипа Кравченюка и многих других. Существенный задел по лесеведению принадлежит автору ряда фундаментальных изданий Тамаре Скрипке, которая живет и работает в США.

Мероприятия в память о Лесе Украинке имели важное значение в среде украинских эмигрантов.  Их география очень широка.  Вот названия части городов и стран, ставших центрами событий, которые были освящены именем украинской поэтессы, строками ее стихов, театральными постановками ее драматических произведений: Ульм, Новый Ульм, Мюнхен (Германия);  Детройт, Кливленд, Нью-Йорк, Трентон, Чикаго (США)  Торонто, Виннипег, Ошава (Канада);  Париж (Франция);  Сан-Ремо (Италия);  Мельбурн (Австралия)  Лондон (Великобритания);  Буэнос-Айрес (Аргентина).  Как видим, карта этих мероприятий протянулась от Германии до США и от Аргентины до Австралии.

Эти материалы дают нам широкое представление не только о творчестве Леси Украинки в классическом понимании — как об образцах художественной литературы, но и об отношении украинской диаспоры к наследию поэтессы как примера патриотического чина.  «Народну душу відбивають поети, вони ж її й творять,  — писали «Українські вісті» (Германия) 1951 г. — Крім геніального Шевченка і крім европейськи вихованого великого сина Галичини Івана Франка, Леся Українка була одним із найвидатніших творців збірної душі українського народу. Вона прищеплювала своєму народові первні модерної національної свідомости, самостійного національного буття».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать