Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Движение на опережение — это способ жизни государства

20 июля, 00:00

Вспоминается конец восьмидесятых. Работали предприятия, организации. Все, кто хотел работать — имел работу, никто не голодал. Но упала информационная завеса, и мы увидели, что мир живет иначе: не ища знакомых, чтобы приобрести палку копченой колбасы или банку сгущенки на праздники, не выстаивает годами в очереди за мебелью или ковром. И главное: можно ходить в церковь независимо от должности, которую занимаешь, и говорить то, что думаешь...

Мы все хотели перемен. Но разве таких перемен мы хотели?

Кто думал тогда, что на одиннадцатом году независимости увидим мертвые корпуса еще вчера известных на всю страну «Львовэлектрона», «Кинескопа», «Конвейера», других. Такую же картину видела в Виннице, Чернигове, Хмельницком, других городах, где приходилось бывать. Еще вчера мощные региональные промышленные центры стали глухой периферией.

Думали ли мы тогда, что тысячами разъедемся по миру в поисках работы, а те, кто останется дома, — останутся один на один со своими проблемами?

Сначала на митингах, а потом и со властных трибун нам говорили: «Вот проведем реформы и заживем, как в Америке». Не нашлось тогда Проводников, которые смоделировали бы ход событий от начала до конца, спрогнозировали бы различные варианты развития, сумели бы мыслить и действовать на опережение.

Всякое нам обещали наши политики перед выборами. Но люди понимают: сделать рывок во всех отраслях одновременно невозможно. Опыт развития других государств показывает: такой рывок возможен в какой-то отдельно взятой отрасли, сфере деятельности путем создания зон опережающего развития (пример тому — Индия, Пакистан, Болгария, Россия).

Услышала о Международном форуме по вопросам приоритетного развития Украины. Обрадовалась: наконец Украина прорвется в мир высоких технологий! Наконец начнем догонять мир, возвращать потерянные рубежи!

Интересуюсь: что мы имеем от деятельности зон (территорий) приоритетного развития, технопарков и т. п. Основными критериями оценки деятельности таких зон подается создание и сохранение рабочих мест и суммы привлеченных иностранных инвестиций. И то и другое хорошо. А меня интересует: сколько создано рабочих мест в наиболее перспективных высокотехнологичных отраслях, сколько видов продукции стали конкурентоспособными, сколько продукции идет на экспорт, сколько ученых, конструкторов, инженеров вернулись к своей работе?

Как предотвратить, что сделать, чтобы прекрасная идея опережающего развития, которая для многих государств послужила идеей национального спасения, не обернулась для Украины новыми проблемами: противостоянием регионов центру и друг другу, опережающему развитию одних за счет других?

То тут, то там читаем о зонах опережающего развития. Многими это воспринимается как эпизодические рецепты лечения отдельно взятой язвы на больном теле экономики. Но когда прочитаешь труд Евгения Марчука „Украина: новая парадигма движения», понимаешь, что опережающее развитие — это спасительная стратегия государства, которое поневоле оказалось позади всех. Движение на опережение — это способ жизни государства, что означает мыслить на опережение, управлять на опережение, хозяйствовать на опережение.

Когда-то наши предки-хлеборобы всегда думали, действовали на опережение в пределах своего хозяйства. А мы, их потомки, грамотные, образованные? Ударимся головой — опомнимся?!

Беседую с людьми. Люди говорят: законотворчество должно опережать жизнь. Управленческие решения должны бы также опережать события, предотвращать возможные злоупотребления, эксцессы и тому подобное. Эксперименты следует проводить снизу, а не сверху. Обязательна апробация всех реформ на определенном участке с последующим распространением на всю территорию, отрасль. Скольких разграблений, разбазариваний можно было бы предотвратить! Скольких проблем избежали бы!

Десять лет тому назад энтузиасты ходили от дома к дому: «Голосуйте за наших». В этом году опять — «Голосуйте за наших». Смотрю на наших народных избранников и думаю: кто теперь наш, а кто не наш? Кто вообще о нас, избирателях, забыл, переступив порог Верховной Рады? Два месяца боролись за портфели, теперь многие об увеличении полномочий говорят. А может, сначала принять закон, который бы распределил между всеми ветвями власти обязанности и ответственность за состояние дел в государстве, провести с Кабмином инвентаризацию всей законодательной и нормативной базы на предмет соответствия инструкций статьям закона, наличия двояких трактований закона?!

За два года зонами приоритетного развития, технопарками оплачено налогов, сборов на сумму 860 млн. грн., льготы в налогообложении составили 990 млн. грн. Организация приоритетных зон только для создания рабочих мест?

Плоды деятельности зон опережающего развития должны служить всему государству, всему народу. Сберечь человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, прекратить отток умов, который стал угрозой национальной безопасности государства, добиться стремительного развития наиболее перспективных областей науки, высокотехнологических производств, технологий, которые снижают энерго- и материалоемкость продукции.

Для опережающего развития Украины правительственных решений недостаточно. Нужны политические решения. Нужна национальная программа опережающего развития Украины. Каждая отрасль, территория должны иметь свою программу опережающего развития, связанную с национальной программой. Программой предусмотреть определение приоритетных отраслей, которым должна предоставляться государственная поддержка. Предоставить образованию реальный государственный приоритет, новаторский подход к образованию, который обеспечил бы обучение с рождения до старости, создание условий для воссоздания науки, поиск и поддержку национальных «самородков», научно-технической интеллигенции, компьютеризацию, содействие внедрению новых отечественных разработок, сохранение уникальных производств и т. п. Все средства, которые выделяются Украине международными организациями в виде технической помощи, должны использоваться для обеспечения опережающего развития Украины, на то, что сделает Украину конкурентоспособной в мире. Ежегодно миллионы используются на изучение чужих рецептов развития. Какая эффективность от этого? Нужен общественный и государственный контроль за эффективностью и целенаправленностью использования таких средств. Деятельность зон опережающего развития должна опираться на серьезную законодательную и нормативную базу, которую необходимо создать. Почему мы должны предоставлять льготы иностранцам, которые вкладывают средства в торговый бизнес, в производство товаров с несложными технологиями — в то, что сами можем и умеем делать? Привлекать иностранные инвестиции стоило бы в совместные проекты в отраслях, на производствах, которые бы обеспечили конкурентоспособность государства. Там, где без их оборудования, технологий обойтись не можем.

Для того, чтобы бюрократизация не утопила хорошее дело, необходимо определить четкие отношения между системой государственной власти и социополисами, другими зонами опережающего развития.

Зоны эти должны создаваться снизу, а не сверху. Только двигаясь на опережение, можно реализовать идею защиты народа, которая потеряла свою, Богом подаренную, судьбу.

Вселяют надежду и оптимизм слова Евгения Марчука: «Существует порочное мнение, что успеха реформ нужно ждать десять-двадцать, а то и сорок лет, пока не поменяется одно или два поколения. Проблема не в смене поколений, а в системе мышления».

Вот «альфа» и «омега» наших проблем, вот «альфа» наших перспектив! — вот вокруг чего должны объединяться!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать