Елисаветская «хата» Валерьяна Полищука
О малоизвестной странице биографии мастераЛистая в читальном зале Госархива области подшивку газеты «Наша хата», которая выходила в Елисаветграде в декабре 1918 года — феврале 1919 года, обратил внимание на статью «Світська влада і українство» за подписью Валерьяна Полищука. Сразу подумал, что редакция газеты сделала перепечатку этой статьи из другого издания. Но, оказывается, Валерьян Полищук (1897-1937) больше месяца жил и работал в Елисаветграде.
В книге «Самі про себе. Автобіографії українських митців 1920-х років», которая вышла в киевском издательстве «Кліо» в 2015 году, находим несколько автобиографичных сведений о Валерьяне Полищуке. 31 декабря 1920 года поэт писал, что он «С восстанием Директории был приглашен на должность секретаря редакции Екатеринославской газеты «Республиканец», потом писал в елисаветской газете «Наша хата»...». В автобиографичной заметке от 28 февраля 1923 года Валерьян Львович отметил, что напечатал «в январе 1919 года в Елисавете в газете «Наша хата», «Місяшне сяйво» и другие поэзии». К сожалению, экземпляр этой газеты отсутствует в Госархиве области. А в октябре 1924 года, во время отдыха в Гурзуфе, Полищук пишет: «Екатеринослав взяли большевики. Здесь же поблизости был Махно. Кипело, как в котле. Газету перенесли в Елисавет. Я еще там поработал немного...».
Первая в Елисаветграде украиноязычная газета «Новий шлях» увидела мир в начале апреля 1918 года. Редактировал издание А. Семененко. Второй украиноязычной газетой стала «Наша Хата». Она начала выходить в декабре 1918 года. Хотя в шапке и было задекларировано, что это «Сведения еженедельника «Наша хата», и газета выходила несколько раз в неделю без постоянной периодичности. В Госархиве Кировоградской области хранится с полтора десятка ее номеров. Первый номер датирован 6 декабря 1918 года, последний — 1 февраля 1919 года. В декабре газета выходила на листе формата А3, который был запечатан с одной стороны, а уже в январе на четырех листах того же формата. Сначала отмечалось, что газета отпечатана в типографии Трудового кооператива «Просвещение», а в январе — в типографии УНР в Елисаветграде. Хотя в январе в шапке и появилась надпись, что это ежедневная общественно-политическая кооперативная газета, и выходила она нерегулярно и без нумерации.
Редакция и контора газеты квартировали у дома Барского по улице Верхней Донской. Очевидно, это тот дом, в котором сейчас расположен областной краеведческий музей. Выпускал газету Елисаветградский Кредитный Союз Кооперативов, а редактором был Т. Биланенко. Издание поддерживало политику Центральной Рады и уделяло много внимания проблемам украинской государственности. Одним из известных корреспондентов был Сергей Шелухин (член Центральной Рады, генеральный судья УНР, министр судебных дел в правительстве В.Голубовича, Председатель украинской делегации на мирных переговорах с РСФСР в июне 1918., член украинской делегации на мирных переговорах в Париже в 1919 г, исполнитель обязанностей министра в правительстве В.Чехивского и тому подобное).
Валерьян Полищук — достаточно нетипичный представитель «Расстрелянного Возрождения», вместе с тем без него невозможно представить тогдашнюю украинскую литературу. Это не только самая известная, но и самая противоречивая фигура в украинской литературе XX века. Автор свыше двадцати поэм и романов в стихотворениях, десятков лирических томов и детских сборников, многих литературно-критических, теоретических и публицистических выступлений. В лице Полищука украинская литература 1920-х настойчиво искала современных, соответствующих прогрессивному, технологическому XX веку способов и средств изображения.
Полищук стал фактически вторым после Михаила Семенко организатором авангардистского литературного движения. В противовес футуристам, возглавил украинский конструктивизм, или, по его собственному параллельному определению, «динамический спирализм» — направление, которое не совсем оформилось в целостное, самостоятельное явление, находилось немного в тени футуризма, однако со своими выразительными характеристиками.
Писатель был ярким и эксцентричным героем литературной жизни. Сам подпитывал слухи о романе с двумя сестрами — Лидией и Еленой Конухес (подобные треугольники — просто какая-то навязчивая идея тогдашней художественной среды). Во время встречи писателей со Сталиным стал допытываться у него, когда же Советской Украине отдадут Кубань и Северную Слобожанщину...
Публично, да и во многих произведениях Валерьян Полищук активно поддерживал советскую власть, не пренебрегал откровенно пропагандистскими стихотворениями. Но отдельные записи из дневников и письма, которые передавались не по почте, а из рук у рук, свидетельствуют об очень критическом восприятии большевистского режима. В одном из писем Полищук описывает реалии Голодомора в Харькове, атмосферу среди запуганных и парализованных началом массовых репрессий литераторов.
В 1934 году поэта арестовали. Он был одним из тех, кто не сломался на следствии, не признал абсурдных обвинений и не «доверстал» к ним никого из друзей и знакомых. Получил «десятку». В 1937-ом приговор пересмотрели: Полищука расстреляли в Сандармохе.
Что же касается собственно поэзии, она у Полищука была на удивление разнообразной. Как и в жизни, в творчестве, он, похоже, исповедовал политику «ренессансной» разновекторности. В одних стихотворениях он экспериментировал со своим конструктивизмом, искал причудливые метафоры или шмелем кружил вокруг какого-то одного способа (например, волосинки или медузы), с разных сторон разворачивал любимые вопросы телесности, сексуальности или вдруг погружался в технические вопросы индустрии. В других становился образцовым трепетным неоромантиком.
Для Валерьяна Полищука не было большего счастья, чем преданно служить людям. Коротко, метко, сжато, но мужественно высказанное им мнение может служить девизом всей жизни поэта:
«Блажен, хто може горіти,
Бо після нього
залишиться попіл,
А не гній».
Выпуск газеты №:
№122-123, (2018)Section
Почта «Дня»