Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Если бы мы не идеализировали соседей...

Ставка на друзей и здравый смысл Европы
01 марта, 20:15

В свое время крымчанин, активный участник Евромайдана Валентин Бут написал маленький рассказ о побратиме-закарпатце. Тот, живя на Серебряной Земле, последовательно пытался интегрировать местных венгров в украинскую культурную среду. А, впрочем, лучше привести отрывок из самого рассказа. Это словно диалог двух повстанцев — закарпатца и крымчанина: «В нашем селе только несколько семей украинских. Остальные — мадьяры, которые на украинском не говорят. Только песни поют... Я собрал им украинскую библиотеку. Долго собирал — по книжке, побирался по всему краю. — Хорошее дело сделали, — говорю я.— Хорошее-то хорошее, да только они эту библиотеку сожгли. — Вот так... Но ведь это  преступление? — Да, все село видело, но свидетелей нет. И не будет. Потому что такая беззубая государственная политика. При такой политике все в сторону посматривают... У вас — на Россию, у нас — на Венгрию. Поэтому я им с этой украинской библиотекой — как иголка в... — И что же теперь делать? — Да, что... Вот вернусь и возьмусь собирать новую библиотеку. Ведь если не отстоим государственный статус украинского языка, то очень скоро не будем иметь и государства. — Это да,    — вздохнул я. — Беда только, что среди наших «гетманов» такого вот настоящего украинца не увидишь... — А верно же, — засмеялся закарпатец. — Такого и в самом деле не увидишь, потому что отец мой мадьяр, а мама полька!

..Где ты, мудрый мой товарищ? Выжил ли в той революционной круговерти? Очень надеюсь на это. Но думал ли ты, что после стольких усилий, после такого кровопролития, потеряв Крым и часть Донбасса, мы получим реванш вчерашних?»

***

Валентин Бут, говоря о «вчерашних», имел в виду пророссийские силы. Вероятно, и мысли не допускал, что у западных соседей тоже имперская слюнка потечет... И что добрые дела венгра с польскими корнями так внезапно актуализируются. Найти бы этого мудрого человека... Ведь и польская, и венгерская кровь течет в его жилах. Это было бы так символично теперь! К сожалению, пока никакой зацепки. Как-то не принято было в декабрьских палатках выспрашивать у друзей адрес. Ведь никто не знал, чем тот Майдан закончится...

***

Читая этот рассказ, я вспомнил поляка Анатолия Сингаевского. Его предки из житомирского Полесья. От Веры дедов Анатолий не отрекается, ходит в костел. Не отрекается и от польскости, но это не мешает ему вместе с украинцами строить новую Украину. И красно-черный флаг ему не мешает, ведь и сам относится к Братству ОУН-УПА. Такие поляки вовсе не одобряют новый курс польского государства. Ведь интуитивно чувствуют, что заигрывания с шовинистическим электоратом Польши и нарушения заповедей Иоанна-Павла второго до добра не доведут.

Если раньше к полякам относились вполне благосклонно, даже дружелюбно, то теперь появился какой-то холодок, недоверие... И во многих средах уже обсуждаются варианты сопротивления. Что делать, если Польша усилит курс на ассимиляцию миллиона украинских работников? Ведь первые шаги в этом направлении уже сделаны: целят в самую душу украинца. Если и в дальнейшем будут случаи избиения работников хулиганами, то как на это реагировать? Как баски, чеченцы, курды, члены радикальных мусульманских группировок? Или немного мягче, с поправкой на наш национальный характер? Кое-кто углубляется в чтение, в изучение протестных движений. Может, у них будет какая-то подсказка? Кое-кто говорит так: «Мы во Львове нередко переходим на польский, когда общаемся с польскими туристами. Они хотят отобрать у нас красно-черный флаг, чтобы мы стали более покладистыми? Так мы же и под сине-желтым останемся патриотами! И услышат они от нас уже не «прошу пана», а «не понимаю, говорите на украинском!» Ничего они своим давлением не достигнут, скорее, наоборот.

***

Итак, эволюция отношений наблюдается только в одном направлении. Не в пользу Варшавы. Если там уже Хмельницкого с Гитлером сравнивают, то кто тогда для нас Пилсудский? А заядлый украинофоб Дмовский? Какое добро они принесли на украинскую землю?» Но с таким надрывом говорят  более эмоциональные люди. Потому что не могут спокойно воспринимать новую политику бывшего нашего «адвоката». Более спокойные и более рациональные уверяют, что до изменения курса не дойдет, что наши дипломаты все устроят. Нужно больше работать со странами Евросоюза, и не только с чиновниками, но и на бытовом уровне. Народная дипломатия — большое дело! Сколько наших теперь в Португалии, Испании, Франции, Италии, Чехии? Каждый теперь должен быть дипломатом. И государство должно неуклонно и оперативно поддерживать своих новых защитников.

***

Оборачиваюсь на свое многолетнее полонофильство. Оно началось еще накануне образования «Солидарности» и особенно окрепло в 1980—1981 годах. С каким трепетом я вносил в свою записную книжку и изучал каждое новое польское слово, с какой радостью учил песни, а затем погрузился в польскую поэзию... Как желал успеха новой демократической Польше, которая тогда только рождалась! Это я к тому, что бандеровцев среди моих предков не было. Но теперь трезвый голос подсказывает, что во время войны не было особого выбора у нашей народной Армии. Жить хотели люди, не готовы были к рабству — вот и организовались. А вообще нам нужно больше учиться у евреев. Они людей типа Анатолия Сингаевского и того милого, искреннего закарпатца давно заметили бы и прижали к своему государственническому плечу. А еще вспомним польскую актрису Йоанну Щепковску, в жилах которой течет не только польская, но и украинская и еврейская кровь. Она смело выступила против шовинистических тенденций нынешней польской власти. Да это же новая Валерия Новодворская! Посылать ей письма поддержки, приглашать на все круглые столы, обсуждать позицию актрисы в каждой общественной организации. Если бы мы последние четверть века не идеализировали соседей, не надеялись на их адвокатство, а мыслили стратегически, то в нужный момент таких людей было бы уже сотни и тысячи.

Что ж, история в который раз дает нам шанс поработать над ошибками...

Если бы мы последние четверть века не идеализировали соседей, не надеялись на их адвокатство, а мыслили стратегически, то в нужный момент таких людей было бы уже сотни и тысячи.

Что ж, история в который раз дает нам шанс поработать над ошибками...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать