Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Это был настоящий ад!»

Из одного небольшого волынского села Терешковцы свыше 20 человек погибло под стенами луцкой тюрьмы 23 июня 1941 года
22 июня, 19:29
БЛАГОДАРНЫЕ ТЕРЕШКОВЧАНЕ В 1997-М ОТКРЫЛИ ПОГИБШИМ МОНУМЕНТ

23 июня — очередная скорбная годовщина расстрелов украинских националистов в Луцкой тюрьме.

«УКРАИНУ ЗАПУТАЛ КРАСНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ»

В 1939 году в Терешковцы из Галичины прибыл Григорий Ковальчук. Вскоре стал зятем в семье Марчуков. Григорий был человеком образованным и понимал, что Украина должна быть свободной. И свое виденье задумал передать терешковчанам. Вокруг себя он объединил молодых людей 16—35 лет. Их было 22.

Ребята, чтобы вступить в группу Ковальчука, платили взносы. Какой была сумма — никто не помнит (потому что членов группы нет среди живых). Только дочь казненного в Луцкой тюрьме Александра Порванского Вера Зайцева вспоминала: «Отец был совсем неграмотным. За что погиб — не знаю. Но мама говорила, что он ходил к Ковальчуку, и за это заплатил два рубля».

Ребята регулярно собирались на сходки. Проводили их тайно в лесу вблизи села или просто на лугу, посреди поля. Григорий Ковальчук читал присутствующим произведения Шевченко, статьи из брошюр и газет, убеждая их, что Украина должна быть свободной. Кружковцы слушали, верили словам своего руководителя, мечтали о счастливом будущем украинского народа. Кто умел читать — читали, а кто умел писать — переписывали себе в тетрадь наиболее интересное о свободе Украины.

Дочь оуновца Ивана Порванского София Тимощук вспоминала, что иногда отец давал ей переписывать какие-то конспекты. В частности, помнила, что писала: «...Україну заплутав червоний імперіалізм...»

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ СМЕШАЛИСЬ

В канун 1941 года Григория Ковальчука выдали власти. Его арестовали и заставили назвать единомышленников. Начались аресты.

Каждую ночь арестовывали по 2—3 человека. Люди жили в страхе и тревоге, потому что забирали совсем молодых и невиновных ребят. Все арестованные были заключены в Луцкой тюрьме. Пятерых приговорили к казни: Григория Ковальчука, Степана Гуцика, Александра Илова, Марка Лотоцкого, а пятого никто не помнит. Всех остальных должны были вывезти на каторгу, но в Луцк уже подходили нацисты. Приговор суда был все еще не выполнен. В тюрьме назревало волнение. 23 июня узников согнали в одно помещение, где было тесно и душно. Началась жестокая расправа.

Поднялась стрельба. Смешались живые и мертвые. Кровь брызгала по стенам, части человеческих тел и внутренностей разлетались в разные стороны — это был настоящий ад. Там и погибли 20 терешковчан — членов группы Ковальчука.

Двое терешковчан во время расстрела очутились под труппами и чудом остались в живых — это Михаил Антонюк и Григорий Захарчук. Они вернулись домой (а шли полями две недели!) и до конца своих дней прожили в Терешковцах.

Михаил Антонюк вспоминал: «Когда все утихло, я осознал, что жив. Я слышал, как трижды кто-то командовал: «Кто жив — встать!». Но я не вставал. Только поздно ночью выбрался из-под трупов, весь в крови и грязи. Начал добираться домой. Родные не поверили своим глазам, но я был жив!».

«МЫ ИХ ЛЮБИМ И ПОМНИМ»

Сын Григория Ковальчука Евгений вспоминал, что отца считали виновным в расстреле всех заключенных терешковчан: «Натерпелись больше, чем достаточно. Но я убежден, что мой отец не хотел зла людям и был активным борцом за свободную Украину. Он достоин только благодарности и почета».

Вспомнили о жертвах кровавой расправы только на заре независимости.

«Как только появилась возможность, — вспоминает местный историк Тамара Середа, — мы сразу начали упорядочивать списки, искать родственников погибших политзаключенных. Тогда люди еще не до конца понимали, зачем мы это делаем. А перед нами открывались все новые и новые факты о деятельности ОУН в Терешковцах». Тамара Середа и поныне бережет наиболее интересные сведения о национально-освободительной борьбе ХХ века на Гороховщине.

В 1997 году благодарные жители села установили напротив церкви монумент с надписью: «Вечная память павшим за Украину». «Мы их любим и помним!» — безоговорочно говорят каждому терешковчане. День 23 июня каждый раз будет напоминать жителям Терешковцев, что когда-то лучшие сыновья села отдали жизнь за национальную идею.

P.S. Несколько недель назад в Луцке во время раскопок в Старом городе нашли останки расстрелянных 23 июня 1941 года. Возможно, там навечно упокоились и терешковчане.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать