Это была действительно Волынская трагедия
УПА вела войну на три фронта...Родившись 86 лет тому назад в Вербне, за два километра от знаменитых Казацких могил, я начал здесь свой сложный жизненный путь и прошел его через смену пяти политических систем — Поверсальской Польши, первых советов, немецкой оккупации, времен украинских национально-освободительных соревнований, послевоенной советской власти с тем, чтобы при последующем формировании не потерять приобретенного, сохранить его и в конечном итоге отдать сполна свои знания, опыт и энергию утверждению Украинской государственности. Свои впечатления от увиденного, пережитого и не забытого мы (В.Яблонский и О.Яблонская) изложили в монографии «Нескорена Волинь», которую готовим к изданию.
Побудила нас взяться за перо сложность проблемы, слишком большая политизированность ее в Польше и недостаточная осведомленность наших читателей (согласно данным Центра Разумкова, всего 8% украинцев хорошо осведомлены о тех событиях, около 28% — «что-то слышали о них», почти половина респондентов честно сознавались, что не слышали об этой трагедии вообще ничего). Поэтому мы решили рассказать землякам кое-что из их истории.
...На Холмщине, которая вошла в 1939 г. в состав Генеральной губернии, немцы, заигрывая с польской частью населения края, которая составляла здесь свыше 65%, стали назначать старост, войтов, учителей и тому подобное исключительно из поляков, спровоцировав этим польско-украинское противостояние, которое постепенно переросло из единичных в массовые выступления.
В дополнение к этой провокации немцы решили создать на Холмщине образцовую немецкую колонию «Гиммлерштадт», заселенную райхсдойчами, фольксдойчами и голландцами, выселив для этого 200 тысяч поляков из четырех уездов Люблинского дистрикта. Операция проводилась зимой. К ее проведению привлекли вспомогательную украинскую полицию. Тысячи поляков, выселенных зимой из своих домов, перешли в АК, все свои обиды и недовольства они перенесли на украинскую полицию и начали ответные акции против украинцев. Польское подполье на Грубешевщине уничтожило пять украинских сел и привело у многочисленным человеческим жертвам — две тысячи украинцев, еще тысячи превратились в беженцев. Массы украинцев потянулись через реку Западный Буг на Волынь, перенеся с собой искру сопротивления, которая зажгла пламя волынской трагедии.
Противостояния не прекращались, 1943—1944 года стали самым страшным этапом уничтожения поляками целых сел Холмщины и Подляшья — пылали в огне села, живьем горел скот, и горько плакали и стонали люди, которых истязали и убивали.
Даже страшно приводить перечень сожженных сел:
• 19 марта: Масловичи, Миняны, Козодавы, Тихобиж, Слипче, Космив, Модринец, Жабче, Ощив и Хорощицы;
• 21 марта: Бересть, Верешин, Витков;
• 22 марта: Смолигив, Старое Село, Лески, Костяшин, Васильев Большой, Губенок, Ричица и Тучапы;
• 2—8 апреля: Новоселки, Крылов, Потуржин, Васильев Малый, Радостив, Жуличи, Вишнив, Колдубиска, Телятин;
• в канун Троицы: Стенятин, Ратичев, Жерники, Посадов, Шлятин, Гопкис, Зимно, Поледив и Пиняни.
Не приведи Господи подобного больше никогда.
Возникла непредсказуемая ситуация. Дело в том, что принятая Большим Сбором программа ОУН провозглашала врагом №1 для Украины большевиков. О враждебном отношении к полякам не было ни единого слова, а здесь все изменилось. Врагом №1 оказались немцы, врагом №2 (а в данной ситуации №1) стали поляки, а большевики переместились на третье место, хотя все определяли обстоятельства. В зависимости от ситуации эти враги менялись местами, но все они были и иногда выступали все три вместе.
ОУН(б) — УПА быстро разрасталась в большую, хорошо организованную партизанскую армию, которая захватила контроль над значительными частями Волыни и создала здесь так называемую Колковскую республику, для борьбы с которой нацисты применили все виды военной техники, — танки, бронетанки, авиацию.
Не останавливаясь на отдельных противостояниях, им отведено в книге надлежащее место, подчеркну лишь отдельные из них.
Беспрецедентными по уровню героизма и жертвенности стали два боя УПА — в сентябре 1943 года в Новом Загорове, у стен старинного Загорьевского монастыря, и 21—25 апреля 1944 года около урочища Гурбы. В первом бою здоровенные стены монастыря приняли под свою защиту 44 мужественных повстанцев, которые выдержали бой против свыше 1500 бойцов немецких войск двое с половиной суток. У нас нет другого примера для сравнения с мужеством и жертвенностью этих волынцев (разве что в наше время битва воинов АТО за Донецкий аэропорт). Вечная им память, честь и слава!
Вторая битва состоялась на юге Здолбуновского района, в которой свыше четырех тысяч повстанцев выступили против «заградительного» отряда войск НКВД общей численностью почти 30 тысяч с пушками, танками и самолетами. Безусловно, такой мощный бой обошелся большими жертвами, как с одной, так и со второй стороны, но это также пример, которого не вычеркнешь из истории Украины, из истории национально-освободительной борьбы.
УПА вела войну на три фронта, и если суммарно объединить понесенные жертв, то здесь голова закружится, потому что это была действительно Волынская трагедия, и этот народ выстоял и в конечном итоге провозгласил независимость своего государства, за которую боролись и гибли только на протяжении последних 100 лет тысячи и тысячи Героев Украины.
Украинские национально-освободительные соревнования периода Второй мировой войны, самим фактом своего проявления и полученной славой сплотили тысячи украинских патриотов вокруг национальной идеи, борьбы за Украинское самостоятельное соборное государство. Однако не следует забывать, что:
• Волынская трагедия была эпизодом Второй мировой войны и украинской национально-освободительной революции;
• события Волынской трагедии происходили на этнических украинских землях, на которые не имели права ни поляки, ни немцы, ни большевики;
• целью волынского противоборства с польской стороны было вернуть в лоно Польши Kresy wschodnie, а целью ОУН — помешать полякам в осуществлении этого захватнического замысла;
• боевые действия украинской стороны, в частности ОУН и УПА, имели ответный характер и только одну цель — освободить территорию Волыни от оккупационных сил;
• ответные акции ОУН — УПА не распространялись на традиционные польские территории;
• украинское национально-освободительное движение ни в коем случае не было покушением на польскую государственность, которой в годы войны не существовало, а было продолжением украинской революции;