Герои c «окраин»
Нас в этой войне поддержали представители практически всех украинских этнографических земельДля Украины и нас всех наступила пора тяжелых испытаний. Что-то подобное было сто лет назад. Тогда мы были окружены врагами; сейчас соседи с западной стороны немного более цивилизованы, но также проблемные. Поэтому, чтобы выстоять, нужно научиться черпать позитив (отовсюду и при каждой возможности) и распространять его среди «своих». А «свои» — это представители большой украинской политической нации, которая довольно быстро формируется. Невзирая на это, этническая составляющая также имеет определенное значение. Сын Беларуси Олесь Черкашин воевал за Украину и погиб в зоне АТО. Его белорусский патриотизм не вызывает никакого сомнения, но родом Олесь из украиноязычного юга Берестейщины. Напомню, что «черкасами» московиты когда-то называли всех украинцев. Да и позывной у Олеся был «Тарас». Жаль, что враг оборвал молодую жизнь. Похоронили героя в Бресте.
...Идем по карте восточнее. Александр Дюбо — активный общественный деятель из Новограда-Волынского. Участник Евромайдана, волонтер. Его родовой корень из Стародубщины. Теперь это Брянская область, а когда-то же была Черниговская губерния! Раньше Александр был русскоязычным, теперь свободно общается на украинском.
Харьковчанка Марина Кехтер. Активная и жертвенная волонтерка, психолог. Много времени проводит в госпиталях, поддерживает бойцов. Мама ее из поволжских немцев; отец хоть и был «паспортным» русским, все же происходил из давнишних украинских переселенцев. Есть такое село Харьковка на Поволжье, которое было основано украинскими переселенцами в 1840 году. Теперь оно русифицировано, но бабушка, когда нянчила маленькую Марину, еще успела напеть ей много украинских песен. Это повлияло. В 1986 году Марина решила переехать во взлелеянный в мечтах Харьков. Круг замкнулся: бабушка жила в Харьковке, а она будет в Харькове! По-видимому, молодая женщина резонно решила, что это и есть родина предков. В этом большом городе сложно украинизироваться (тем более относительно языка), и все же в 2014 году Марина не сомневалась — на чью сторону стать. Не оккупантов же поддерживать! Марина Кехтер сейчас все делает, чтобы приблизить победу украинского народа над врагом. Идя к бойцам в госпиталь, непременно надевает украинскую вышиванку. Говорит, что это положительно влияет на их настроение.
Анатолий Водолазкий — родом из Воронежской области. Все его предки из Россошанского района, где этнические украинцы всегда составляли большинство. Весной 2014 года Анатолий вышел с сине-желтым флагом на центральную площадь Дружковки, протестуя против так называемой «ДНР» и намерений разделить Украину. Смельчака бросили в подвал, где по-зверски избили, выбили все зубы... Вспоминая те события, Анатолий шутит. Мол, не запятнал память родной бабушки. Та была настоящей казачкой: трудолюбивая, с твердым характером, верна своему украинскому происхождению. Главное, что никогда не прогибалась под шовинистов. Сейчас Анатолий Водолазкий много работает с молодежью, активный участник поездок «Восток — Запад».
«Айдаровец» Богдан Коваль в школьные годы жил в Западной Украине. Но язык не изучал, был освобожден от уроков как сын военнослужащего. Хотя мог бы и учить — ведь предки не из Рязани, а из Ростовщины... Там нашего люда тоже немало. Но в СССР не заведено было цепляться за язык дедов-прадедов. Всех убеждали, что достаточно и русского. Хорошо, что два десятилетия независимости не минули бесследно. Когда Россия аннексировала Крым и начала войну на Донбассе, Богдан Коваль пошел воевать за Украину. Теперь, кстати, свободно общается на украинском.
Можно бы назвать еще и Николая Волынко, лидера независимого профсоюза горняков. Его в столице застать трудно, все время находится на востоке. Так вот, Николай из кубанцев. Мало того — его дед был станичным атаманом!
А известная Юлия Толопа? Она из Ставрополья. На вид совсем юная, но каждый из побратимов подтвердит, что Юля — мужественный воин, что не растеряется в трудной ситуации. Недаром и позывной у нее — «Валькирия». Уже здесь выучила украинский, хотя на Ставрополье была русскоязычной.
Пастор Геннадий Мохненко сейчас живет в Мариуполе. Но корень у него — курский. У него аж тридцать двое сыновей, из них трое родных, а остальные — усыновленные. Все они вышли рыть окопы, когда враг приблизился к Мариуполю!
Вы, по-видимому, заметили, что мы таким образом двигаемся по часовой стрелке по периметру Украины? Что западнее Мариуполя? Правильно, Крым. Хорошо, есть и по Крыму что сказать. Юрий Ильченко, севастополец, отчаянный беглец из оккупированного полуострова. Организовал в Севастополе группу сопротивления, в частности так называемую «шевченковскую стражу». Друзья регулярно возлагали на могилу Шевченко сине-желтые цветы. Но и это было преступлением с точки зрения оккупантов... Больше года Юрий провел в тюрьме ФСБ; там к нему подселяли уголовников, провоцировали, а во время допросов били по почкам. Поинтересовался его корнем. Оказывается, в родословной переплелись разные ветви. Есть западная — закарпатская, есть северная — черниговская. Но есть и южная — крымская! Сам Юрий считает, что его прабабушка происходит из давних переселенцев в Крым, еще дореволюционных. Заметьте — все это будто окраины украинского этнического массива. Но на чувство ответственности за судьбу Украины это обстоятельство, как видим, не влияет. Оно не меньше, чем у черкасчан или тех же полтавцев. Сейчас Юрий проходит военную выучку. Раньше никак не мог, потому что очень болела мама... Похоронив маму, крымчанин решил, что не будет больше терять драгоценное время. И его 80-летний отец, хоть очень ослаб и совсем плохо слышит, не побоялся отпускать сына. Не пытался задержать единственную опору и последний лучик света. Напротив — благословил на защиту Отчизны. Вот такой жертвенный патриотизм демонстрируют наши непокоренные севастопольцы!
Волонтерка из Сербии Саманта Рац-Стоилькович жила в Русском Керестуре (Воеводина). Ее предки происходят из словацких русинов. Древняя, далекая, самая западная ветвь Киевской Руси. И хоть далеко из Сербии в Украину, не забыла Саманта о Руси, всячески помогала ей в войне с московитами. Из-за угроз сербских шовинистов волонтерка вынуждена была вместе с семьей переехать в Украину.
Стоит вспомнить еще об одном человеке. Известен русский поэт-диссидент Александр Бывшев — украинец по матери, в детстве бывал на Черниговщине, потому знает и уважает украинский язык. Живет в Орловской области. Написал много стихотворений в поддержку Украины, из-за чего потерял работу.
...Сейчас миллионы людей могут гордиться, что принадлежат к славной украинской семье. Она до сих пор не утратила способности рожать героев...
Выпуск газеты №:
№232-233, (2017)Section
Почта «Дня»