«Главное, чтобы Украина победила»
Херсонцы ищут радость в своих семьях и пока не видят настроенности властей на серьезные реформыАнна ГРОХОЛЬСКАЯ, художница:
— События хорошие и не очень хорошие часто так переплетаются, что уже не разберешь... Это жизнь и, наверное, так есть всегда, но сейчас все чувствуется более остро. Будто свет стал ярче, а тени — гуще и темнее. То же и с людьми: некоторые стали более сочувствующими, способными поддержать. Это вдохновляет, и я надеюсь, что таких людей большинство. Некоторые, напротив, принесли горькое разочарование своими поступками, словами, мировоззрением. Питаю надежду, хоть и довольно призрачную, что они изменят свою позицию. А что остается делать? Надеяться на лучшее и делать свое дело. Поэтому для меня радостно, когда я рисую, когда заканчиваю картину. И когда она мне нравится. Но в августе сгорела мастерская, которую я арендовала с подругой, некоторые мои картины были повреждены, кое-что утрачено, и я поняла, что судьба картин такая же неопределенная, как и судьба людей. Все может измениться в одно мгновение. И в любую сторону. Потому что хуже всего, наверное, неизвестность. Она, как туман, наползает и прячет все вокруг. И пугает. И сейчас жизнь — какая-то безумная синусоида, периодически выныривающая из тумана со знаком плюс или минус. И периоды сменяются довольно быстро. А пока на фоне неопределенности начинаешь больше ценить простые радости жизни — общение с родными, друзьями, интересными людьми. Хорошие книги, фильмы. Приятно, когда ко мне на кружок приходят дети, хотя иногда после занятий я чувствую себя выжатым лимоном. Когда подруга рожает ребенка, и остальные подруги спорят, кто будет крестной мамой. Это придает оптимизма. Радуюсь, когда иду по городу и вижу желто-голубые флаги на зданиях, на машинах, на площади Свободы. И я понимаю, что хочу видеть их здесь всегда.
Вячеслав ГУСАКОВ, журналист, переселенец из Луганска:
— Не знаю, будет ли в моей жизни еще один год, такой же богатый событиями, каким был год 2014-й. Впрочем, загадывать наперед — дело более чем сомнительное.
Оглядываясь в прошлое, из хорошего прежде всего могу вспомнить то, что в этом году мой старший сын стал студентом, а младший — школьником. Исполнилось 15 лет нашей с женой супружеской жизни. Можно считать хорошим и то, что в нашей семье все пережили этот год более-менее нормально, остались живы и здоровы.
О негативе, конечно, можно было бы сказать значительно больше. И о крайне напряженной обстановке, которая была в Луганске почти с начала года. И о первых обстрелах. И о том, как мы выехали на месяц (надеялись на это), а не можем вернуться домой уже полгода. И о нашей нынешней ситуации: есть жилье (не собственное), есть работа, но нет уверенности в завтрашнем дне, как и у тысяч товарищей по несчастью.
Конечно, все это очень беспокоит. Но еще больше беспокоит проблема, которая, на первый взгляд, не касается лично меня или членов моей семьи, моих родственников, друзей. Но именно ее решение повлияет на жизнь каждого из нас.
Я говорю об изменениях в стране. Понимаю, что Майдан сам по себе в автоматическом режиме не положит начало коренным преобразованиям. Но без этих преобразований страна войдет в хаос, может, уже и в недалеком будущем. К сожалению, сегодня лично я не вижу даже тенденции к тому, что со временем Украина станет государством с успешной экономикой, верховенством права и гражданским обществом. Пока что, как я могу судить из разговоров с разными людьми, ожидания пессимистические. Слышал от некоторых знакомых, живущих далеко от Донбасса, что кое-кто уже приготовил «тревожные чемоданчики», кто-то хочет сделать это в ближайшее время. Признаюсь, что и сам об этом думал (тут уже, как говорится, сам Бог велел). Но для меня приготовление такого чемоданчика — не только определенные физические действия. В конечном итоге чемоданчик этот будет стоять не только где-то в квартире, но и в сознании, то есть человек, а значит и государство, будут ориентированы не на развитие и движение вперед, а на постоянное ожидание разных неприятностей. Конечно, может, со временем мы превратимся в этакие европейские Израиль или Южную Корею, которые сумели, живя с враждебно настроенными соседями, соединить и психологию «тревожного чемоданчика», и мощное экономическое и социальное развитие. Сможем ли мы?
Алла ДЕМЧЕНКО, преподаватель Херсонского государственного университета:
— Уже больше года ежедневно меня волнует будущее моей страны. Особенно сейчас, когда войну нужно назвать войной, а смерть героев не называть просто потерями. Не оставляют равнодушной события в Одессе, я уже не говорю о моей маленькой родине — Донбассе. Однако есть большая надежда, что все закончится нашей победой. Уверена в победе здравого смысла и Украины европейского образца. Верю, что это уже будет скоро. Скорее, чем думают пессимисты. Верю, что мой народ постепенно, но окончательно избавится от диагноза «раб».
Радуют мои знакомые волонтеры, с которыми я периодически сотрудничаю. Радуют детки моих родственников и знакомых, родившиеся в 2014 году. Радует, как всегда, моя любимая работа, студенты-заочники, которые остаются после занятий, чтобы дослушать лекцию. Радует жизнь, какой бы она на это время ни была.
Что касается моей профессии, то в области образования анонсируют перемены. Но думаю, что кардинальных позитивных изменений в образовании (реальных) в ближайшее время не увижу. К сожалению, человеческий фактор... Новый закон — это попытка что-то изменить. Я надеялась на более кардинальные реформы. Пока что мы «бегаем по кругу» и мечтаем хотя бы не расширить этот круг. Ни учитель, ни преподаватель не имеют творческой свободы, потому что им не доверяют. Кто поработал хоть немного в европейских вузах, думаю, согласится со мной.
Ольга САК, заведующая отделом редких и ценных изданий Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара:
— Есть причины говорить о хорошем. У нас выросло совсем новое, умное, патриотичное поколение молодых людей, способных бороться за свободу Украины, за лучшую жизнь. Мы можем гордиться мужеством и несокрушимостью духа воинов украинской армии, становление которой происходит на наших глазах. За все 23 года существования нашего государства я не помню таких примеров сплоченности, готовности взять на себя ответственность большей части украинского общества. Появилась, хоть и слабая, надежда на то, что наши власть имущие, наконец, займутся реформами. Кажется, страна «буксует» на месте, но маленькие шаги уже сделаны. Например, началось создание новой патрульной службы МВД. Разоблачения взяточничества дают надежду на изменения в судебной системе. Неравнодушие в этом плане простых людей, почувствовавших, что от активности каждого зависит наше общее будущее, не может не радовать. Один из главных позитивных моментов — это то, что мировое сообщество, наконец, применило экономические санкции против России. Из личного: порадовала дочка, которая приехала домой, и все новогодне-рождественские праздники я была с ней. Радуют ее маленькие успехи в области фотографии.
В то же время мы видим много негатива. Это, конечно, военные события на востоке. Их эскалация, смерти и ранения наших героев терзают сердце. Волнует активизация террористической деятельности на мирных территориях в Украине. В то же время удивляет инертность властей в этом смысле. Сокращение заработной платы (нас уже предупредили официально), постоянно растущие цены на самое необходимое и коммунальные услуги не способствуют оптимистичному настроению. Считаю, что нашей области очень не повезло с губернаторами. И не только области. Меня как жительницу Цюрупинска беспокоит происходящее в городе и районе. Кажется, пока дельцы-коррупционеры будут у власти, дела не будет.
Из личного: обеспокоена тем, что нет финансов на ремонт крыши. Вчера отпала штукатурка с потолка, протекает крыша. Но... держимся! Главное, чтобы Украина победила. Я верю, что так и будет.
Выпуск газеты №:
№9, (2015)Section
Почта «Дня»