Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

И звезда шерифа — в награду

13 мая, 20:05
ИВАН САМОЙЛОВИЧ ЗАДОРОЖНЮК С САМЫМ МЛАДШИМ ВНУКОМ САШЕЙ / ФОТО ВИКТОРА ЗЕМНОРИЯ

Оглядываясь на прожитое, Иван Самойлович Задорожнюк снова и снова вспоминает всю свою нелегкую жизнь. На сколько человеческих судеб хватило бы трагедий, скитаний, горя. Но и радости, счастья отмеряно немало. Восемьдесят три года прожил на этой земле. Детство и юность были тяжелыми и суровыми. Пришлось познать и голод, и бедность.

Были и приятные дни. С какой гордостью еще мальчишкой садился он за руль трактора! До войны же тракторист был самым уважаемым человеком в селе. Старался оправдать доверие. Не мог же он подвести своего отца, который был председателем колхоза.

Война... Каждый раз, когда он вспоминает это слово или слышит его, сердце разрывается от боли. В начале войны в Крыму смертью храбрых погиб брат — старший лейтенант Алексей Задорожнюк. После освобождения родного села Мариновки Домановского района нынешней Николаевской области в числе первых Иван появился на призывной пункт.

Сначала как специалиста решили направить в танковую часть, но, учитывая хорошее физическое состояние, зачислили в состав гвардейской 6-й воздушно-десантной краснознаменной ордена Суворова Кременчугско-Знаменской дивизии. На тренировках прыгал с парашютом с самолетов и даже с дирижабля. А затем — бои, бои, бои.

Крепкий, крестьянской закваски парень быстро зарекомендовал себя в боях как мужественный и храбрый воин. Многократно его станковый пулемет оказывался в опаснейших местах. Однажды его оставили для прикрытия штаба части от вражеского нападения, которого никто не ожидал. Откуда взялись несколько сотен венгров никто не мог понять. И стрелял пулемет Задорожнюка непрерывно. Офицеры заряжали ленты, второй номер соединял их. Так и отбились.

Бои, бои... Стремительное наступление, короткий отдых и опять — в бой. Страшнее всего для Ивана было, когда летишь с парашютом в воздухе, а истребитель тебя, бессильного, расстреливает. А изменить направление полета невозможно, потому что вместе с тобой на парашюте летит пулемет.

Боль обожгла левую ногу. Потом было второе ранение в ту же ногу под Братиславой.

Однажды старший сержант Иван Задорожнюк во главе двух отделений с двумя противотанковыми ружьями и двумя пулеметами стоял в боевом дозоре. Был день, как день. Стреляли наши, стреляли немцы. Снаряды привычно летели над головами. Но вдруг появился подбитый американский самолет, который из последних сил хотел долететь на территорию советских войск. Не дотянув, сел на нейтральной территории. Бой был короткий, но жестокий. И когда спасенные американцы через переводчика спросили, кто руководил боем, все показали в сторону раненного командира. Один из американцев снял с себя неизвестный нашим воинам знак и приколол к гимнастерке сержанта. Это была звезда шерифа штата Монтана.

За две недели до победы Иван Задорожнюк потерял правую ногу. Находясь в госпитале, благодаря помощи друзей, все-таки сумел расписаться на Рейхстаге. Чтобы не терять время, во время лечения закончил курсы и по возвращении домой работал зоотехником, заведующим складом машинно-тракторной станции, счетоводом свеклопункта, учетчиком полеводческой бригады, молочно-товарной фермы. В 1949 году встретил свою судьбу — Екатерину, с которой счастливо прожил больше пятидесяти лет. Шесть раз посещали их дом аисты. Когда не стало жены, сначала жил сам, а затем к отцу переехал сын Николай с женой Татьяной и детьми. Спасибо им, что хорошо относятся к отцу, который в последнее время тяжело болеет. А любимец Ивана Самойловича — самый младший внук Саша, лучший его собеседник. В свои четыре года он с дедушкой выучил все боевые песни. А на 85-й день рождения обещают приехать, кроме детей, 13 внуков и 7 правнуков.

После войны американцы не забыли о подвиге украинского десантника. Когда в 1947 году ему вручали орден Красной Звезды и медаль «За отвагу», была официально признана и американская награда. Кроме того, Иван Самойлович неоднократно получал из США посылки и даже деньги, его приглашали в гости. Но холодная война внесла свои коррективы. Почти 50 лет звезда шерифа сохранялась в выдолбленном в деревянном протезе гнезде. Обидно, что уже в наше время все боевые награды Задорожнюка были украдены. Потом они были возвращены, но звезда шерифа исчезла, попав, по-видимому, в чью-то частную коллекцию как редкая, а, возможно, и единственная боевая награда времен Второй мировой войны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать