Игра на отторжение
А. Днепренко в «Дне» № 112 от 22.06.2002 поставил вопрос ребром: ТВ — это водопровод или канализация? Более чем удачное сравнение! «Ящик» эксплуатирует бессознательное в массовой психике, глубинные иррациональные ее корни, которые формируют сверхмощные содержания. Ошибаются те, кто говорит, что ТВ — это инструмент «оболванивания» лишь молодежи и что проблему можно решить только изменением программной политики. В определенном смысле, это инструмент «оболванивания» всех, а массовое общество само формирует социальный заказ именно на такое ТВ.
Урбанизация, государство, монополии, рынок и СМИ сформировали современное массовое общество, которое есть не просто сумма составляющих, а психическая общность, и решающим в ее поведении является бессознательное. Толпа ищет гипнотизирующий авторитет и слабо внемлет доводам рассудка. Пропаганда, СМИ, реклама энергичными, простыми и повелительными образами нейтрализуют рассудок масс, воздействуя на бессознательное, тем более, что толпа сама ищет идею, которая или находится в коллективном бессознательном, или внушается для превращения в коллективный образ. Психотип, подверженный повышенной внушаемости, подражанию и манипулируемости, постоянно воспроизводится, в том числе, и благодаря ТВ.
Отсюда же проблема московских футбольных «отморозков». Вопреки расхожему мнению, человеческая агрессивность обусловлена скорее социумом, нежели животной основой человека. Научное обоснование этого постулата громоздко, но биологический инстинкт самосохранения не имеет ничего общего со свойственной «цивилизованному» индивиду жестокостью, которая отсутствует у животных, не служит биологическому приспособлению и не имеет рациональной цели. Поэтому неверно объяснение лишь звериными инстинктами такой жестокости, которая суть «человеческая, слишком человеческая». Проблема эта сугубо социальная, и СМИ несут за это ответственность в первую очередь.
Приведу цитату, полностью характеризующую, в том числе, и телевизионные вожделения современного «цивилизованного» человека, на которую часто ссылаются. «...Характеру человека стали присущи пассивность и ориентация на ценности рынка. Большее время своего досуга современный человек... пассивен. Он поглощает напитки, пищу, лекции, зрелища, книги, кинофильмы... когда современный человек не является потребителем, он выступает в качестве торговца... рыночная система вышла за пределы экономической сферы... сам человек, превратившись в товар, стал относиться к своей жизни как к капиталу, который следует выгодно вложить... его самооценка зависит от внешних факторов, от суждения других... он сам зависит от других и чувствует себя в безопасности лишь БУДУЧИ ТАКИМ, КАК ВСЕ, держась поближе к стаду... предприятия укрупняются... нужны люди, которые легко взаимодействуют в больших группах, хотят все больше потреблять, чьи ВКУСЫ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ... чувствуют себя свободными и независимыми от властей, принципов и вероисповедания, однако хотят, чтобы ими руководили... функционировать внутри социального механизма без трения... это АВТОМАТ, ОТЧУЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК... его действия и его собственные силы отделены от него... над ним и против него, НЕ ОН УПРАВЛЯЕТ ИМИ, А ОНИ ИМ... сделав государство воплощением собственных социальных чувств, он поклоняется ему и его символам... отчуждено и наше потребление. Оно определяется не столько нашими потребностями и вкусами, сколько рекламными лозунгами... как результат бессмысленности и отчужденности труда возникает стремление к абсолютному безделью... современный человек беспомощен перед общественными и экономическими силами, которые он сам и породил». Это слова Эриха Фромма — последнего представителя великой западной традиции Просвещения. Беда в том, мы действительно норовим подключиться к «западной канализации», но игнорируем поистине громадные достижения западной мысли.
Непонятно, почему до сих пор молчат наши психологи и социологи. Их что, не волнует психическое здоровье их же детей и будущее страны в целом? Или обслуживать предвыборные кампании намного выгоднее, чем высказывать мнение, идущее вразрез с вожделениями толпы? Ведь все описанные проблемы уже давным-давно поставлены, да и пути их решения обозначены!
Взывать к совести бессмысленно — телеканалы не обращают внимания на морально-этический надрыв возмущенных интеллектуалов. Только сам индивид внутри себя и своей семьи сможет это сделать, противостоя мутному потоку фекалий массовой культуры. Выключи телевизор. Оторви ребенка от него. Объясни ему, что на сегодня ТВ и видео, по большей части, есть не прогресс, а деградация. Это очень сложно сделать, для этого ты сам должен быть личностью и иметь авторитет, опирающийся на глубокие знания и чувственно-эмоциональный опыт. Заинтересуй ребенка серьезной литературой, философией, психологией, музыкой. Ведь, кроме «ВиаГры» и «Тату» с их уровнем есть еще, как минимум, Моцарт, Гендель, Бах. В крайнем случае, «Pink Floyd» поможет понять, что человек — это не «еще один кирпич» в стене стадной тупости, а субъект и, одновременно, объект созидания. И что последний рубежный колокол для человека уже, похоже, звенит вовсю, да только никто его не слышит. Лишь бы поздно не было.
Только падение количества зрителей и, соответственно, рекламного бюджета заставит телекомпании пересмотреть свои «взгляды на жизнь». Впрочем, о нравственном самосовершенствовании общества говорится уже, как минимум, со времен Просвещения, а ощутимых результатов пока нет.
Тогда можно поставить вопрос по-другому. В бессознательном каждого психически здорового индивида находится (хотя, как правило, в подпаленном состоянии) плодотворная, созидательная тенденция. Каждый может быть ЛИЧНОСТЬЮ, познающей Мир, а не «манипулируемым субъектом». Активизировав эти плодотворные черты, что в общем-то не так уже и сложно, можно добиться мощной реакции отторжения на телемаразм. В этом случае телевидение или умрет, или воскреснет в новом созидательном качестве. И сделать это должен каждый сам для себя, никто этого за тебя делать не станет.
Опять включаю телевизор. Идет импортный детский (!) мультик, где один персонаж в полном соответствии с Законом «Про мови» говорит другому: «Ти — смердючий покидьок!». Не знаю, как там на «продвинутом» телевидении, но в нашем отсталом народном хозяйстве за такие слова могут и «зубы пересчитать».
Выпуск газеты №:
№124, (2002)Section
Почта «Дня»