Игроки на поле Украины
Исторически так произошло, что украинские земли много лет были в составе двух империй: западные земли входили в Австро-Венгерскую империю, а восточные — в Российскую. По-разному сложилась судьба украинцев в этих империях. Австро-Венгрия — европейское, более демократическое, чем Россия, государство, в котором украинский язык не запрещался, а украинцы как нация не угнетались. Поэтому украинцы на западных землях имели большую возможность сохранить свой язык, культуру, обычаи, самобытность. В Российской империи в течение веков украинский язык запрещали своими указами Петр I, Екатерина II, Александр II, но почти за 300 лет порабощения народа Украины русские цари не достигли такого уровня русификации, как советские генсеки, особенно после Второй мировой войны.
В двадцатых годах прошлого века в Украине набрал силу процесс развития и введения украинского языка в образование, культуру, деятельность государственных учреждений, а уже в тридцатые годы он был остановлен, тогдашнее правительство Украинской ССР было обвинено в национализме, его члены — даже репрессированы. Но за этот своеобразный период оттепели были достигнуты определенные успехи в украинизации общества. Так, в 1940 году в нашем родном городе Харькове в двух третях школ было украиноязычное преподавание, а после войны там начался процесс интенсивной русификации. В 1990 году в Харькове уже не было украинских школ, остались только украинские классы в некоторых из них. Это явление объяснялось «нежеланием» родителей отдавать детей в украинские школы. А что ожидало юношу или девушку, которые закончили украинские школы и получили украинские аттестаты? В армии, во всех учебных заведениях, начиная с профтехучилищ, в государственных учреждениях, на производстве господствовал русский язык. Поэтому родители не видели никакого смысла, чтобы отдавать детей в украинскую школу.
В первые годы независимости, а точнее — самостоятельности украинского государства, украинский язык получил большую популярность. На нем в парламенте заговорили даже депутаты (мы против слова «народные») — этнические русские. Ныне отношение к единому государственному языку и со стороны депутатов, и со стороны государственных служащих разных рангов изменилось к худшему. Даже некоторые этнические украинцы, которые в совершенстве владеют государственным языком, с трибуны говорят на русском языке.
В последнее время, особенно накануне мартовских выборов в парламент, отдельные политики антиукраинской, антигосударственной направленности начали интенсивно спекулировать вопросом предоставления русскому языку статуса государственного. К сожалению, русскоязычные украинцы, поддерживая этих политиков, не понимают, что этим они подрывают основы украинской нации. И вот почему. Что определяет нацию? В первую очередь территория и язык. Исчезает одна из составляющих — исчезает и нация. Без языка нет нации, без нации нет государства.
Что будет, если русскому языку предоставят статус второго государственного? То же, что в Белоруссии, где признаны государственными языками белорусский и русский. Уже сегодня там только 15 процентов школ с белорусским языком обучения, а в столице Минске — только 3 процента. Если у нас русский язык будет конституционно утвержден вторым государственным, стимула к овладению украинским языком у русскоязычного населения не будет: мол, не обязательно владеть двумя государственными языками, достаточно одним, — конечно же, русским. Такое отношение к украинскому языку может распространиться на все ветви власти, что негативно повлияет на дальнейшее развитие украинского языка, утверждение его во всех государственных структурах. Это негативно повлияет и на прочность государства, усилит региональный сепаратизм. Во всех сферах жизни в западных регионах будет функционировать только украинский, в восточных и южных — только русский язык. Следовательно, вопрос языка для Украины — судьбоносный.
О самостоятельном суверенном соборном украинском государстве веками мечтали наши великие сыны и дочери. И вот, наконец, оно состоялось, но, к сожалению, пока что в стадии сложного, затяжного становления. Украина имеет все возможности занять ведущее место среди развитых стран не только Европы, но и мира. По площади и населению — одно из значительных государств Европы, оно имеет мощный научный и промышленный потенциал, да и природа щедро наделила его своими богатствами — четверть мировых плодородных черноземов, большие залежи железной, марганцевой, урановой руд, угля и других ценных ископаемых.
В этом году исполнилось 15 лет, как Украина восстановила государственность, утраченную в свое время по объективным и субъективным причинам. Каковы же у нас достижения? Украина признана миром как суверенное государство, до этого ее воспринимали как один из регионов России. А в развитии самого государства — позитив, достигнутый благодаря отдельным патриотически настроенным политикам, — это рост демократических тенденций в формировании основ гражданского общества, в частности свободы слова, в гуманизации социальных отношений (переход от насилия к убеждению), в развитии социально-гуманитарных наук. Но на этом, к сожалению, вынуждены поставить точку. А тогда, в начале создания нашего государства, сколько было больших, не подточенных никакими сомнениями, надежд в нашем стожильном и терпеливом, уравновешенном и не воинственном украинском народе, в его естественном желании иметь свое национальное гнездовье не на краю битой чужестранцами дороги, а на отчей земле под всечеловеческим солнцем во всех направлениях от стольного Киева! И это естественно, потому что украинцы веками угнетались, жили в полуколониальном строе.
Но не получилось, как хотелось. И, по-видимому, потому, что не тем поверили, не за теми поводырями пошли. А теперь, как сказал один из тех поводырей: «Маємо те, що маємо». Эти поводыри стали не только действующими лицами, но и авторами беспросветно долгого, тягучего трагического периода украинской истории, авторами потерянного времени и утраченных возможностей украинской нации. И сама нация была слишком слабой, деморализованной за века безгосударственности. Она не имела своих настоящих, мудрых, сильных и патриотических лидеров государственного масштаба.
Истина познается в сравнении — так говорит народная мудрость. Например, эстонцы, латыши и литовцы по сравнению с украинцами — малые нации, но сильные и патриотические. После Первой мировой войны, в 1918 году, они вышли из состава Российской империи и создали свои суверенные государства. Но имперские замашки могучего соседа не долго дали им праздновать свою независимость, уже в 1940 году эти государства были аннексированы и преобразованы в союзные республики СССР, но после его распада за те же пятнадцать лет, которые имела и Украина, прибалты достигли больших успехов в создании государства, экономике, политике, и сейчас они уже в Евросоюзе и НАТО. Стоит также напомнить, что и Украина в 1918 году могла бы стать суверенным государством, если бы тогда два известных политика — Михаил Грушевский и Павел Скоропадский — поладили и действовали вместе. Но, к сожалению, этого не произошло. Такова наша национальная ментальность, не напрасно же у нас горько шутят: где два казака — там три гетмана.
Можно также отметить, что и государства, которые раньше были сателлитами СССР — Польша, Венгрия, Болгария и Румыния, — также достигли определенных успехов, а последние c нынешнего года тоже уже члены ЕС и НАТО. А Украина пятнадцать лет бредет в тумане, из последних сил разгребая его и ища твердой тропинки, прислушиваясь к соблазнительным голосам политических торговцев, скрытых в этой непроглядности.
А тем временем олигархические кланы заканчивают узаконение разделения Украины на свои мафиозные княжества, им подчинены уже целые регионы, где существуют свои неписаные законы, своя мораль и свои, как правило, уголовные лидеры. Такой угрозы существованию украинского государства не было за все предыдущие пятнадцать лет.
То что происходит ныне с Украиной, — угнетает каждую мыслящую украинскую душу, сеет в ней глубокий пессимизм и ностальгию. Простым людям остается одно — делить свои беды и нищету.
В романе Михаила Коцюбинского «Фата Моргана» есть такие строки: «Идут дожди, холодные серые туманы клубятся наверху, спуская книзу свои пушистые серые косы. Плачут соломенные крыши, плачет голая земля и потихоньку всхлипывает печаль... и не знаю, когда улыбнется». Это словно о печальном сегодняшнем дне Украины, к сожалению.
Пришло время прекратить нам играть своими и чужими иллюзиями. Есть дело обустройства украинского хозяйства с помощью здравого украинского смысла и национального интереса. Зло умножается потому, что мы продолжаем признавать украинскими политиков, которые фактически чужды по духу и далеки от украинского национального интереса. Начнем хотя бы с того, чтобы научиться различать политических игроков по делам и помыслам их. Далее народ как-то найдет силы не доверять тем, кто никогда не выведет Нацию из тупика, куда ее завели лозунготворцы и чужие люди.