Перейти к основному содержанию

Индифферентный тонус национальной идеи: 12 лет одиночества

30 ноября, 00:00

Несколько лет назад Президент Украины Леонид Кучма заявил, что причиной затяжного экономического кризиса и национальной депрессии, непринятия долгожданных реформ стало то, что не сработала национальная идея. За годы независимости Украине не только не удалось провести существенные изменения в отечественной экономике, но и сплотить нацию. Многолетнее разделение соседей по берегам Днепра образовало большую пропасть между двумя частями одного государства. Последнее десятилетие можно назвать десятилетием борьбы идей и идеологий. «Атеистически-красный рай» с адскими муками и геноцидом повлиял на национальную психику. Нация разделилась на два лагеря: апологетов родного дела — бывших политзаключенных, которые отстаивали патриотически- националистические взгляды, и защитников коммунистического мировоззрения. Победа «революции на граните» засвидетельствовала, что кровавая империя требует изменений, а демократические веяния захватили романтическую молодежь. В этих тяжелых условиях не удалось выработать единственно правильную модель национальной идеи. Бывшие партийцы и в дальнейшем занимают кабинеты и влиятельные кресла. Очищение советской номенклатуры закончилось ее псевдоперелицовкой. И с этого началась самостоятельная жизнь.

Крах создания модели национальной идеи можно объяснить несколькими причинами.

1. Национальная идея как альфа и омега любой нации в государстве сводится к доктрине. Национальная идея, имея своих теоретиков, живет в генной и социальной памяти народа. Созвучная с ментальностью, чувствами нации, национальная идея — духовная конституция нации. Это понятие более значимо, чем программа, доктрина, ориентация. Это инстинкт нации, ее естественная потребность как органически сформированного, общественного организма. Национальная идея — это воля к жизни самой нации, ее постоянная борьба за место под солнцем. Она растет и развивается рядом с самой нацией и является ее духовным гарантом. В основу национальной идеи закладываются мировоззренческие ориентиры, духовные чувства, философские моменты, и из этой мозаики выстраивается витальный комплекс патриотизма. Национальная идея поддерживается и пропагандируется национальной элитой, которая является ее носителем.

Исследователи и идеологи представляют функциональные уровни национальной идеи (Роман Кись, Сергей Жижко), которые являются структурными элементами: мировоззренческо-рациональный; биопсихический (тяга к самосохранению и самовоспроизведению); эмоциональный; волевой; трансцендентально-духовный. А известный русский философ Владимир Соловьев писал, что национальная идея является не тем, что сам народ о себе думает в повседневной жизни и времени, а тем, что Бог мыслит о соответствующем народе в вечности. Нация и ее национальная идея — явление духовное с вневременным измерением.

В независимой Украине начался процесс заземления национальной идеи. Вячеслав Липинский, Михновский, Дмитрий Донцов, сотни диссидентов, политзаключенных, вклад которых в теорию государственности довольно значителен, были забыты. Национальную идею превратили в наскоро сконструированный механизм. Либеральный демократизм вылился в плюрализм политической жизни и разнообразие политических партий, которые начали вести междоусобицы, а не строительство собственного государства. Превращение общественных организаций в политические силы привело к тому, что в первые годы независимости Леониду Кравчуку не на кого было опереться. Рух, который в перспективе мог здесь помочь, с превращением в партию развалил закладку национального возрождения.

По-дилетантски осмысленное историческое наследие, борьба за историческую справедливость, слабая украинская апологетика и последствия губительно-навязчивого советского сознания стали кладбищем национальной идеи. Вытянув из пепелища и отшлифовав «советскую золушку» (коммунистическую идеологию), творцы государства скрыто ее поддержали, что стало причиной национальной депрессии.

2. С распадом Советского Союза перед молодыми государствами встала проблема — замены старой советской номенклатуры на новое руководство. Но этого в стране не произошло. Парламент остался советским с совковым сознанием. Кабинеты и портфели разделила между собой партийная номенклатура. Отсутствие национальной политической элиты, истребленной коммунистическим монстром, ощущается в том, что некому отстаивать и защищать национальную идею. Украина не пошла путем европейских государств, в которых была подобная ситуация. Во многих из них произошли массовые чистки. В Украине они не состоялись, и ростки ущербной идеологии мирно произростают без каких-либо препятствий. В конфликте экс- национально-коммунистической и национальной идей последняя начинает проигрывать. Живучесть искусственно созданной гибридной идеологии и массовую поддержку ее населением можно объяснить разочарованием в экономических процессах, затяжным кризисом, деморализацией национальной жизни.

3. Бывшей деморализованной номенклатуре и псевдоэлите трудно адаптироваться к новым условиям. Срабатывает совковое сознание «проталкивателя» с расширенной сеткой взяточничества и преступности. Отсутствие национального сознания, экономической альтернативы, новая ориентация во внешней политике для партийца — воспитанника советской действительности — стали тяжелым грузом. Поиск врага, лихорадочная погоня за мифическим первенством, противостояние Западу, борьба с буржуазией — стереотипы сознания советского человека.

Отсутствие хорошего образования, профессионализма породило явления псевдонауки и псевдополитики. Необходимо развивать экономику, проводить реформы, принимать законы; от мира не закроешься — это слишком сильное моральное давление для приспособленца, привыкшего к указаниям «сверху», а не к собственным решениям.

Для многих пожилых людей изменение взглядов как длительный процесс невозможно. Они так и останутся духовно преданными Ленину-Сталину. А иным трудно адаптироваться. Вследствие таких изменений начали появляться молодежные социалистические партии. У строителей государства множество проблем. Надо находить партнеров, союзников, устанавливать отношения с Европой, Западом, соседями. Однако воспитанные в духе совкового центризма продолжают тянуться к великодержавному центру. Адаптационный эксперимент закончился упадком национальной идеи.

4. Тяжелая, страдальческая история украинского народа вызвала расслоение нации и исчезновение ее целостности. После потери своей независимости Украина пережила польскую, румынскую экспансию, монгольское иго, российскую неволю, советскую власть, которая отличалась геноцидом и массовым истреблением народа, голодомором, террором. Но самой опасной для нации оказалась политика ассимиляции. Насильственное переселение на Восток изменило психоментальный кодекс украинца. Многие заболели «красной» религией. И со временем противостояние идейной Галичины и Большой Украины стало еще более острым. Собрать нацию, сплотить, что было призванием национальной идеи, не удалось.

Государству нужна сильная рука, которая в национальном сознании и мифологеме живет в образе харизматического лидера. Духовный, несокрушимый борец, он стал бы гарантом национальной идеи. Сильного лидера требует тот народ, которого добивают собственная расхлябанность, беспорядки, безверие, расслоение. А украинский и является таким, к сожалению. Только при таких условиях национальная идея может стать на ноги. Только тогда она может жить, развиваясь вместе с нацией, ведя ее к новой активной жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать