Перейти к основному содержанию

Ищем свою правду

О религиозном сознании украинцев
07 марта, 12:10
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

«Дух народа — вот что, в конечном счете, определяет историческую судьбу и путь развития того или иного человеческого сообщества. История гражданства — это история человеческого духа...» (Грушевський М. Початки громадянств. — Прага, 1991. — С. 15).

Поставим вопрос конкретнее: дух украинской нации, какой он сегодня? В этом объемном понятии «Дух», которое охватывает всю полноту осмысленного украинского бытия, в котором весомую долю занимает и религиозное сознание, все ли его составляющие находятся в общественной гармонии? Следовательно, разговор — о религиозном сознании. Способно ли оно сегодня, в условиях конфессиональной разнородности Украины, дать обществу государственно-созидательный импульс, искоренить из сознания масс приоритет сектантства, конфессионности над чувством национально-религиозного единства? Подумаем об этом вместе.

Имеем в Украине среди множества более мелких религиозных объединений четыре крупных, хорошо структурированных конфессии — это три украинских и одна московская. Соответственно, так разделено и общество. В тех вековых межконфессиональных (по сути своей антихристианских) противостояниях между Востоком и Западом в христианстве образовался своеобразный вероисповедный стереотип, за которым уже исчезла и сама суть христианства. Идентифицируют себя православный, римо-католик, греко-католик и т. д. в едином смысле — противостоянии. И в этом наша драма. Если одна из конфессий доминирует в каком-то обществе, то это приемлемо — так создавался соответствующий тип самобытной культуры, но если все эти конфессии столкнулись в Украине? И эти стереотипы в своем противостоянии мешают духовному объединению общества?

Следовательно, в Украине назрела потребность переосмысления влияния украинской поликонфессиональной сущности христианства как феномена, созданного под воздействием чужих религиозных вмешательств, на украинскую монолитную духовность. Это переосмысление должно было бы заключаться в том, чтобы прежде всего распространять и формировать в обществе мысль о потребности в Украине объединения украинских конфессий в единую Украинскую христианскую церковь, доносить объективную историческую информацию из этой области, обучая общество воспринимать религию не через запугивание именем Бога, а как осознанную потребность единения с Творцом через собственное национально-духовное наследие, научить отличать в религии небесное от земного, потому что именно земное — та политически догматическая скорлупа, которая является виновником всех религиозных раздоров. Это путь тяжелый и труднопроходимый. А все из-за неподготовленности общества к объективной трактовке тех разноверований.

В Украине поликонфессиональность — это канонизированное противоборство, в котором особый удар испытывают коренные украинские конфессии — православная Киевского патриархата, Украинская автокефальная и Украинская греко-католическая. Подтверждением тому являются нынешние частые рейды в Украину главы Московского патриархата Кирилла с его имперско-шовинистической доктриной «Русского мира», где места для украинской культуры, языка, церкви уже не предусматривается. А общество покорно молчит, лишь констатируя факты. Потому что вся трудность в проведении диалога между служителями культа с верующими заключается в неадекватности взаимоотношений: с одной стороны — повиновение, с другой — повеление.

Такой консерватизм благодатен для развития общества тогда, когда он утверждает соответствующий общественный порядок — бережет и приумножает национальные духовные традиции, скрепляя ими нацию. А когда, как в украинских условиях, конфессия или секта с определенными политическими намерениями чужих, внешних центров вмешивается в наше общество и «авторитетом Всевышнего» вносит в него разногласия — разделяй и властвуй? И верующие этой конфессии ревниво и безоговорочно внедряют те повеления своих иерархов в жизнь?

При таких обстоятельствах, не видя возможности урегулировать религиозные процессы самими конфессиями, в дискуссию на эту тему должна включиться прежде всего общественная, светская, мысль в лице украинских интеллектуальных кругов — формировать в общественном сознании новый вероисповедный образ единой Украинской христианской церкви.

Религия должна получить объективное объяснение, и общество должно понять: где и что является истиной. Не ссылаясь ни на какие авторитетные высказывания, оно должно повторить всем известную истину — религию создал человек, и христианство, как и другие религии, — это живой творческий процесс в его разнообразных идеологических проявлениях, которые предопределяли не только расколы, разделения на конфессии, но и духовное объединение народа, а следовательно, так, через такую призму, мы должны и воспринимать христианство.

Вспомним, например, как боролся за объединение всех племен древней Руси под сенью общей идеологии наш князь Владимир Великий. Сначала пытался объединить на почве родных верований, идеологически утвердить исповедуемых всеми племенами богов, но то был все-таки политеизм без каких-то более крепких объединительных принципов, своеобразная поликонфессиональность. И он выбрал другой путь — единобожия. А теперь спросим себя: можно ли в условиях, когда каждая конфессия отрицает то, что считает святым другая, или фальсифицирует украинскую историю, а конфессионально разделенный люд то суеверие воспринимает как «чистую монету», внедряя раздор, объединить общество? Не время ли осознать себя в своей единой национальной вере, традициях, богатстве своей духовной культуры? Можно ли в настоящее время в Украине обратиться к каким-нибудь великим украинским личностям, чтобы их признавали все конфессии, а следовательно, и весь народ? Так как нам воспитать христиан-патриотов? А уже исторически доказано, что национальные ценности приобретают особый статус тогда, когда они подаются в системе религиозных ценностей.

Украинскую церковь нужно рассматривать не через византийство как «государственническую шапку», а как наследницу первичной Церкви, которая пришла к нам при Аскольде, Ольге, Владимире, того христианства, которое еще не знало окончательного разделения и воспринялось, прижилось в народе через призму собственных религиозно-мировоззренческих традиций уже как украинское христианство. Украинскую греко-католическую церковь в этом контексте нужно рассматривать не как искусственное образование, а как символ объединения двух христианских ветвей, возвращения к первичности самодостаточности. Кстати, Константинополь не был первоисточником христианства, а был своеобразным транзитом христианства через Византию в Киевскую Русь. Следовательно, все три украинских конфессии не должны иметь на себе печати противостояния. И эти три конфессии, учитывая исторический контекст, могли бы совместно проводить все Богослужения. А если бы эти три конфессии, а также и другие, которые существуют в Украине, без оглядки на Восток и Запад самостоятельно, отважно, мгновенно осуществили акт объединения — Украина сделала бы эпохальный духовный прорыв мирового масштаба. Нужно только смелости, отваги и доброй воли наших иерархов.

Идея объединения церквей — не нова, она жила и, как я имел возможность множество раз слышать, живет в народе и в настоящее время, в разных его слоях, и нужно только дать ей более полное дыхание — общенациональный диалог, исходя из духовных потребностей настоящего. Истина не в конфессиях — их много, истина — в национальной духовности, она для всех одна.

Украинская духовность — потенциально мощная, она способна создать новый синтезированный образ христианской церкви, заявив о себе перед миром и для мира в свете обновленного христианского учения. И все это — в наших трех украинских Церквях. Их объединение — это наша Украинская христианская церковь, наша дорога к Богу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать