Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Искусство как средство психологической адаптации

О дебюте новой солистки Ривненской филармонии
17 декабря, 19:58

Уходящий год оказался для планеты достаточно сложным. И причина не только в социальных, политических или любых других катаклизмах. Он оказался психологически сложным еще и потому, что человечество одновременно поняло, что оно фактически бессильно перед эпидемией, невзирая на потенциал мировой науки, мощь международного содружества или значительную отдаленность этносов и стран, откуда началась проблема. В то же время этот кризис в значительной мере сплотил народы континентов, активизировал их патриотическую составляющую, повлиял на общественное сознание населения мира, который уже стал другим, продемонстрировав не только отчаяние, страх, но и несогласие и активное сопротивление нерациональным или необдуманным решениям собственного политического руководства в вопросах национальной безопасности, а также поиске средств изменения ситуации. И эта «інакшість» мира, как и его локальных проявлений, активизировала поисковую деятельность во всех сферах человеческого существования, поскольку демонстрация собственных достижений стала важным фактором позиционирования личности в давно налаженной системе политико-экономических и идеологических координат, стимулировала пересмотр многих форм человеческой жизнедеятельности и ее ценностного ряда.

И в этом процессе культурная сфера является не важнейшим ли сегментом создания определенного психологического равновесия, адаптации человека к социальному напряжению. Может именно поэтому первые адаптационные шаги начались с культурно-художественных проектов, что и стали своеобразными символами активной жизни, ее постепенного возрождения и нормализации форм. 

Локализуя вопрос, следует отметить, что и представители художественной интеллигенции Ривненщины также активизировали собственную культурную деятельность, огласка и эффективность которой заметна на качестве концертных программ областной филармонии, театральных афишах, изменениях в аудитории слушателей, человеческих отношениях, в конце концов.

Завершение 2020 года воплотилось в достаточно большом количестве качественных и художественно насыщенных программ, которые состоялись в зале камерной и органной музыки. Не вдаваясь в подробности их разнообразия, которое более-менее объективно анализировали местные СМИ, остановлю внимание лишь на концертной программе, которая состоялась в Зале органной и камерной музыки 3 декабря, тем более, что ее обеспечивали новые личности. Следовательно, в областной филармонии — новый музыкант.

Евгения Бельмас (орган) стала открытием для ривненской публики. Ее творческая биография связана с учебой в Запорожском музыкальном училище и посещением ряда мастер-классов для собственного определения в музыкальных вкусах. И только Национальная музыкальная академия Украины им. П. Чайковского (в 2014 г.) окончательно сформировала ее как музыканта-органиста. Этому способствовало и ее участие в многочисленных гастрольных выступлениях в Бердянском монастыре, Римско-католической Церкви Рождества Пресвятой Девы Марии, где среда и духовная атмосфера сакральности существенно повлияли на понимание средневекового канона и в целом западноевропейской органной статики.

Как и каждый оригинальный музыкант, она также исповедует организационно-культурные и образовательные принципы Западной Европы, сочетая добытое профессиональное образование с широкой концертной практикой, расширением репертуарной составляющей, популяризации мирового культурного наследия, которые, в свою очередь, стимулируют получение других образовательных уровней в учебных заведениях или других формах. Поэтому шлифовала она профессиональное мастерство в ряде мастер-классов, проведенных известными музыкантами Европы, в частности в А. Бааль (Франция-Швейцария), Д. Вильке (Германия), М. Салерно (Италия).

Несколько позже (в 2019 г.) состоялась ее стажировка в классе проф. Ренаты Бауэр (Словения), где Евгения овладевала репертуаром «исторических органов» эпох барокко и романтизма. А финал ее образовательных поисков завершился получением (в 2020 г.) образовательной степени «Магистр» по специализации «Орган» в НМА Украины им. П. Чайковского.

За короткий, но плодотворный период собственного становления как органистки Евгения поразила своей игрой публику многих украинских городов: Киева, Львова, Одессы, Черновцов, Сум, Бердянска, Белой Церкви, Ливадии. Относительно репертуара — то это преимущественно исполнение шедевров мастеров барокко, романтизма, или виртуозов ХIХ—ХХ вв., одним словом,  хитов в эстрадном их значении.

Как и каждый музыкант, который имеет уже собственный взгляд в отношении к любимому виду искусства, она пытается дать и личную версию виденья (интерпретации) музыкальной классики. Поэтому яркой формой ее концертных программ являются авторские переложения для органа фортепианной и симфонической музыки «разнонаправленных» композиторов: Л. Бернстайна, Э. Эльгара, Д. Шостаковича, М. Мусоргского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Шнитке и др., усматривая в этом важный просветительский сегмент, направленный на расширение слушательской аудитории.

Будучи оригинальной личностью, она активно сотрудничает и с современными украинскими композиторами, что дает ей возможность быть первой исполнительницей ряда произведений А. Барсова и В. Цанько; приобщиться к исполнению композиций И. Асеева, С. Островой, В. Гончаренко и С. Лунева, внедряя определенный канон в восприятие их произведений, которые также являются важным идентификационным фактором позиционирования музыканта в культурном современном пространстве.

Ривненским поклонникам органа было представлено несколько разноплановых музыкальных произведений, в частности: К. Уильямс «Сумерки» и токката «Венера», Ж. Лангле — «Эпилог из сюиты памяти Фрескобальди»; О. Латри — часть из мессы «Сальве Регина» (Радуйся, святая Царица).

Одним словом, дебют новой солистки филармонии оказался на удивление удачным и дает надежду на то, что руководство филармонии, как и управленческий состав других музыкальных структур, будут и в дальнейшем продолжать творческий поиск и наполнять наши концертные залы качественным культурным продуктом. Ведь искусство всегда было и остается важной формой не только психологической релаксации, но и ведущим фактором повышения культуры, формирования нового типа личности, для которой мировое культурное наследие составляет важную идентификационную сущность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать