Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Исследователь Божьей милостью

О Николае Архиповиче Шудре
27 июня, 11:46

Дорогая Лариса Алексеевна!
Я длительное время работал в «Радянській Україні», а впоследствии — в «Демократичній Україні». Десять лет находился в команде Ивана Васильевича Сподаренко.

Как-то на его юбилее встретился с Вами, с радостью узнал от теперь уже незабвенного Ивана Васильевича, что родом Вы с Волыни. Я также волыняк — родился между Кременцом и Острогом, а это — Большая Волынь.

Рад за вашу газету. Вот это и есть настоящее общенациональное украинское издание! «День» уже дозрел до того, чтобы называться первой газетой Украины. Уважаю Вас (пишу это от чистого и искреннего сердца)! Осмеливаюсь послать Вам свою статью о выдающемся исследователе Николае Архиповиче Шудре, который, к сожалению, 27 марта ушел в другие, лучшие миры.

 

 

В сфере его интересов — Василь Симоненко...

Ежегодно на Рождественские праздники, а они совпадают с днем рождения моего давнего и искреннего друга, широко известного в Украине исследователя, писателя и журналиста, кинодраматурга и переводчика Николая Архиповича Шудри, я дарю ему отрывные календари. Так было и в это Рождество.

Подарки мои простенькие, и именинник (а ему в этом году исполнилось 77) всегда как-то по-детски радовался им и сразу же брался их листать. Взгляд исследователя мгновенно останавливается на листочке — 8 января. После секундной паузы он как-то возвышенно сказал: «Это — особый для нас день. Он подарил нам Василя Симоненко. Вот это Поэт! Такие рождаются редко! Жаль, что его лебединая песня оборвалась так рано...»

Зная Шудрю-преподавателя еще со студенческих лет, напоминаю ему о счастливом совпадении его биографии с биографией автора знаменитого сборника «Тиша і грім», который в далеких шестидесятых всколыхнул Украину. Оба родились в один год, в один месяц, считайте — одновременно. Оба родом из сел на Полтавщине. Заканчивали один и тот же факультет журналистики Киевского университета имени Т. Шевченко. И Василь, и Николай в своих взглядах на жизнь, на тогдашнюю действительность были единомышленниками (читай — шестидесятниками). «Благодарю судьбу, которая свела меня с этим величайшим поэтом, поистине новобранцем украинской поэзии. Мне удалось отыскать ряд неизвестных писем, документов, прозаических произведений Василя; увидели свет и найденный киносценарий Симоненко «Бенкет небіжчиків», и повесть «Огуда», и четыре неопубликованных рассказа, которые я разыскал, когда в «Літературній Україні» разбирали архив «ненапечатанного и забракованного», то есть неугодного тогдашней власти, обнародовал пословицы и прибаутки, записанные мамой Симоненко — Анной Федоровной», — говорил Николай Архипович. Есть у Шудри весьма интересное исследование «Василева криниця». Именно в селе Симоненко, рассказывает автор, возникли «петривские» песни. Творчество Василя, внешне простые сюжеты его поэзий — из народных источников, от тех «петривок». А тонкий лиризм — от любви к мамочке, которая сама воспитывала его, к родной полтавской земле, к селу, где родился.

Тарас Шевченко...

Стремление к литературному труду, к поиску у Николая Шудри абсолютно закономерно. Он же родился в особом крае! В его Веселом Подоле бывали и Шевченко, и Пушкин. Тут появился на свет славный баснописец Леонид Глибов. А неподалеку, в Брусове, учительствовал Степан Васильченко. Недалеко отсюда сделали свои первые шаги композитор Лысенко, драматург Старицкий...

Впоследствии Шудря стал студентом-журналистом столичного вуза. Вопреки школьному парторгу, с которым находился в затяжном столкновении. Это ему дорого стоило. Школьный «вождь» все сделал, чтобы лучший ученик школы не стал золотым медалистом, что и сказалось при поступлении в университет. Когда Николаю сообщили, что он зачислен студентом по конкурсу, юноша пошел в музей Тараса Шевченко, который находится рядом с университетом, и оставил в Книге посетителей такую запись: «Тарас Григорьевич, клянусь Тебе, что, как и Ты, посвящу свое слово борьбе с несправедливостью». В юбилейном 1964 году вышла из печати книга «Народ про Шевченка», где опубликованы и эти строки. С тех пор Николай Шудря стал углубленно изучать Великого Кобзаря. Его «Шевченкіана» насчитывает свыше пяти тысяч книг, которые он тщательным образом проштудировал. Ему многое удалось разгадать из биографии Кобзаря. Николай Архипович первым в Украине выступил с предложением издать Шевченковскую энциклопедию. И она впоследствии вышла как словарь в двух томах. Он же подготовил исследование о родословной гениального поэта от самого раннего колена. Генеалогическое древо Кобзаря, выписанное Шудрей, — самое урожайное с точки зрения полноты и достоверности.

Григорий Сковорода...

По окончании учебы в столичном Тарасовом университете Шудря трудился в молодежке «Київський комсомолець», впоследствии работал в других творческих коллективах. И везде значился среди неблагонадежных. В одном из изданий ему «вклепали» строгий выговор за националистические взгляды. «Я из тех выговоров никогда не вылезал...» — сознавался Николай Архипович. За поддержку украинской идеи его «ушли» из университета, не дали защитить уже подготовленную диссертацию. Потом «ушли» и из Института имени М. Рыльского, Института культуры. Шесть лет подряд Н. Шудря нигде не работал и практически не мог печататься под собственной фамилией. Лишь впоследствии попал в документальное кино, где создал свыше ста захватывающих, самобытных лент. «Наибольшие перипетии у него были с кинокартиной «Відкрий себе» — о Григории Сковороде. Мы отсняли ее еще в 1972 году. Чтобы войти в мир выдающегося философа, узнать, каким запомнился этот образ в народе, мы чуть ли не всю Украину объездили. Рассказы людей и стали одной из ведущих линий кинокартины. Вторая плоскость — это рождение человека. Здесь мы воспользовались услугами нашего выдающегося современника, скульптора и кинорежиссера Ивана Петровича Кавалеридзе. В этом фильме мы показываем, как изготовляли памятник Сковороде, тот, который сейчас стоит в Лохвице на Полтавщине. Когда скульптуру закончили, мы вывезли ее в степь за Борисполь и поставили на кургане. Боже, какое это было зрелище! Этот небольшой сюжет поистине оживил Сковороду, еще больше приблизил его к нам. На фоне создания этого монумента философские размышления Сковороды зазвучали настолько по-современному, смело и убойно, что те, кому надлежало одобрить фильм, испугались и... прикрыли его».

Впоследствии, через два десятилетия, критика назовет ленту «Відкрий себе» эталоном документально-философского кино. Только в 1991 году лента о Сковороде нашла зрителя. Труд ее творцов был отмечен высокой Шевченковской премией.

...И другие знаменитости

Вернемся, однако, к журналистике — важнейшему делу жизни Николая Архиповича. Прикованный невидимыми цепями к столу, он ежедневно творил свое дело, делал свои открытия, чтобы ими удивить читателей. Ради этого когда-то месяцами просиживал в библиотеках и самых больших архивах Киева, Москвы, Ленинграда, Харькова, Одессы, Львова, Таллинна, Тарту; перечел множество таких изданий, к которым еще и сегодня некоторым трудно добраться. Он одним из первых познакомил современного читателя с личностями Нестора Махно, Симона Петлюры, с украинскими гетманами, раскрыл малоизвестные страницы жизни и творчества Яновского, Сосюры, Вишни, Довженко, Курбаса, Леонтовича. При жизни он собрал свыше тридцати тысяч томов! И это не просто книги для украшения помещения. Каждую из них Николай Шудря пропустил через свое сердце, через душу. Исследователь Божьей милостью, он никогда и ничему не доверял. И только потом убеждался в том или ином факте, когда узнавал о нем, по меньшей мере, из трех источников. Он сам, считайте, выполнил работу научно-исследовательского института.

За последние годы писателю и журналисту Николаю Шудре удалось издать немало полновесных книг, документальных очерков, повестей, романов и тому подобное. Автор настойчиво работал и как переводчик. Если бы собрать воедино все его очерки, художественные рассказы, исследования, которые разбросаны по журналам, газетам, сборникам, то, вне всякого сомнения, это вылилось бы в многотомное издание. Это о его подвижническом труде на ниве украинской духовности образно сказал в газете «День» народный художник Украины, всемирно известный мастер микроминиатюрных произведений Николай Сядристый: «Каждый человек должен хоть раз в своей жизни сделать «мертвую петлю» над страхом или бессилием, преодолевая себя и трудности. Николай Шудря делал такие «петли» не раз над историей, литературой, публицистикой, а сейчас и над болезнью...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать