Карпаты, Довбуш и много музыки
Невероятное действо увидела Яремча в свой день рождения
На главной площади города состоялась премьера гуцульской мифо-оперы «Оле» по режиссуре народного артиста Украины Василя Вовкуна. «Оле» — это одна из самых выдающихся, если не лучшая, среди версий инсценизации истории о народном мстителе, опришке Олексе Довбуше. Авторам постановки удалось передать глубину и внутреннее противоречие героя, который в то же время мужественный, грозный и даже страшный, но, как и любой мужчина, имеет слабость, и его главная слабость — любимая женщина Дзвинка (актриса Наталья Розгоний) — стоит ему жизни. Олекса погибает не в кровавом поединке с врагом, а из-за любви, и такой акцент в спектакле, взятый из жизни Довбуша, весьма актуален. Ведь режиссеры, выписывая романтичный идеализирующий образ, актуализуют простые, привычные ценности характера и поведения (веры, борьбы, добродетелей, любви). Силу образа Олексы Довбуша аккумулировал заслуженный артист Украины Евген Нищук. Он органичен в каждом своем жесте, слове, взгляде. В спектакле поражает музыка — сочетание гуцульско-горных мотивов с украинской классикой, обрамленных в современные ритмы. Благодаря этому действо становится еще более приближенным к зрителю, ведь герои — селяне-опришки-мавки живут на сцене в своих вечно-генетических мелодиях, имеющих уже нынешнюю динамику, скорость, движение. Мифо-опера — это сплошь музыкальное действо (композитор — заслуженный артист Украины Владимир Павликовский), усиленное в самых эксцентрических местах гуцульскими легендами об Олексе Довбуше и горно-крылатыми стихотворениями большого поэта современности Василя Герасимьюка.
Отдельно стоит отметить костюмы героев, над которыми работала заслуженный художник Украины Людмила Нагорная. Большинство героев (селяне) — в аутентичных народных одеждах, среди которых неожиданно просматриваются образы воинов-опрышков, — в шлемах и кожах — как будто горные медведи с гуцульско-трипольскими орнаментами на теле. На меня лично наибольшее впечатление произвели герои Маланки — бабы-вещуньи с большими масками-коронами на головах, огромными глазами и женско-кухонным зельем — чесноком, перцем, травами.
Спектакль произвел впечатление еще и своей массовостью, ведь были задействованы свыше двух сотен артистов. Сами авторы называют «Оле» мифо-оперой-данс, в классическом понимании — это настоящий мюзикл украинского этнического стиля.
Все действо происходило в сердце Карпат под открытым небом, поэтому это прибавило особое звучание спектаклю, сделало его еще более органическим, хотя, я убеждена, не менее увлекательно он будет звучать и камерно, в стенах лучших театров Украины, надеюсь, и в столичных — тоже.
Выпуск газеты №:
№140, (2012)Section
Почта «Дня»