Перейти к основному содержанию

Казацкая нация держит оборону

Проект «Мамай путешествует» возродился на Одесщине
21 февраля, 17:16
ЭКСЛИБРИС ГРИГОРИЯ ГЕРЧАКА / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ

Это своеобразная культурологическо-художественная и просветительская наработка коллектива современных профессиональных мастеров, а также художников-любителей, которые прониклись углубленным изучением и утверждением в наши времена исторического, духовного и культурного наследия казацких эпохи.

Именно о доблестных днях и ночах казаков, о воплощении их замыслов и рассказывает совершенно оригинальная по замыслу, исполнению и сроку существования выставка «Мамай путешествует», которая, после трехлетнего рихтования-приготовления в разных географических точках, на этот раз остановилась в залах Одесского историко-краеведческого музея, собственно, в его части под названием «Степная Украина» на ул. Ланжероновской, 24-А. После путешествий отдельными небольшими выставочными «отрядами» — картинами из Мамаев в редакции областной газеты «Чорноморські новини», гостин в украинской общине румынской Тульчи и презентации проекта, а ранее в Савранском доме культуры, в казацком селе Каменное, в Кодыме, Ивашкове и в учебном комплексе-гимназии имени Вячеслава Чорновила (г. Южное), крупное «казацкое формирование» (считайте, равнозначное их полковому куреню) расположилось в Одессе в указанном выше месте.

Это было и остается с нами, одесситами, праздник невиданной художественной силы и неслыханной здесь ранее казацкой энергетики! С сотни картин местных художников, а также доставленных художниками из ряда других областей,  смотрели на нас и сейчас, после закрытия выставки, смотрят взглядами, полными надежд, казаки-герои, которые воодушевят наших современников высокой победой, которая всем нам так нужна сегодня, когда должны в что бы то ни стало победить врагов Украины как на боевых рубежах Государства, так и внутри нашего общества.

Мамаи на стенах выставки — такие же, как были они в домах своих, при дворах украинцев-хозяев — своеобразными оберегами, защитниками, воинами, готовыми в любое время встать в защиту не только своего двора, где задержались — «заказаковали», но и за весь Родной Край, вливаясь в боевые отряды своих побратимов.

Дух непоколебим у наших Мамаев, а теперь, в наши дни, тот героический, безудержный порыв у добровольцев, у волонтеров, которые в критические дни спасли страну от новой российской орды и стоят на ее защите, не боясь ни пули, ни танка вражеского, ни озверевших морд вчерашних «друзей». Героев-казаков видим на картине, к сожалению, безвременно ушедшего, Тараса Триколенко «Победа»: вооруженная казацкая сила во главе со своим атаманом, который напоминает образ Богдана Хмеля, надежно наступила копытами своих боевых коней на хоругви-флаги врага, брошенные им после поражения. Сияние победоносного света льется из художественного произведения не только на участников того действа, а ложится и на лицо наши, на тех, кто с гордостью смотрит на давних подвижников и мечтает о таком чине и для себя, для нас, сегодняшних.

Казаки, которые погибали в войнах за независимость Украины, завоевывали святость в тех горячих битвах и превращались в символы — обереги семей, сел, городов, всей страны. Так и стали они Мамаями — вездесущими и вечносущими защитниками украинской нации, души.

Все это легко прочитывается и в образах Мамаев, созданных такими мастерами кисти или резца, как, скажем, И. Гончар, В. Химочка, Л. Демьянишина, А. Кравченко, М. Дундяк, М. Вовченко. К слову, «Мамай» Марии Вовченко, учительницы из г. Южного, как бы мощным магнитом притягивает к себе каждого, кто только попадет в круг света, который излучают его большие, умные, блестящие глаза, исполненные человеческого достоинства и уверенности.

Обречен на бессмертие и казак Мамай Григория Герчака, воина УПА, который отсидел в советско-российских лагерях 25 лет, но не потерял ни духа, ни достоинства. Успел он на основе образа Мамая изготовить в неволе десятки экслибрисов для загнанных за Урал украинских диссидентов, в частности и нашему, одесскому, подвижнику-поэту, языковеду, дважды репрессированному Олексе Резникову. Об этом пан Олекса и рассказал на акции под названием «Трагедия жизни и творчества Григория Герчака» (который ныне живет в Канаде, не без внимания тамошнего украинского общества).

Следует отметить, что акция «Мамай путешествует» родилась не вдруг и не спонтанно. Автор идеи художник Виктор Гоманюк «зондировал» ее разными подходами, обсуждал в кругу таких одесских художников и их единомышленников, как Александр Циркун, Олекса Триколенко, Тарас Максимюк, Сергей Савченко, историк Тарас Гончарук. Когда-то очень дельным оказалось предложение активистки украинского возрождения Татьяны Мельник, которая обратилась к братьям Триколенкам и их матери пани Людмиле Янопуло, тоже художнице, с предложением нарисовать Мамаев в подарок для внуков. И заказ был выполнен — фактически инициируется возрождение давней традиции, когда жилища украинцев украшали Мамаями. Они висели в саветлицах рядом с Тарасом Шевченко и другими светочами нашей земли.

Путешествие Мамаев приобщило к кругу почитателей народных героев не только десятки художников старшего возраста. Ведь параллельно действует и выставка учеников художественных школ или классов. В проекте принимают участие юные художники из Житомирской, Волынской, Винницкой, Одесской областей. Куратор В. Гоманюк преследует цель сохранить формат передвижной выставки и на будущее. Сегодня он ведет переговоры с художественными школами, принимавшими участие в выставке, чтобы продолжить путешествие детских «Мамаев» по городам Украины. После завершения акции в Одессе детская ее часть (а это более 80 произведений) поедет в Южное, уже имеет приглашение от Ларисы Демьянишиной, Тараса Прокопечко, директора местной гимназии имени Вячеслава Чорновола.

«А основная часть нашей выставки, — говорит ее идеолог и неутомимый организатор Виктор Гоманюк, — как говорится, не умрет, не поляжет. Пройдет какое-то время, и она может появиться и в славном Киеве (хорошо было бы в музее Ивана Макаровича Гончара), на востоке, чтобы зацвести и там всеми красками высокоэстетического и высокопатриотического искусства, скажем, где-то в Днипре-граде или на Хортице».

Проект «Мамай путешествует», как и слава казацкая, надеюсь, не будет иметь ни конца, ни края.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать