Хочется верить, что наступит время защищенности...
Волыняне — о стабильности, реформах и смыслах знаковых датВиктор ЯРУЧИК, заведующий кафедрой украинской литературы Волынского национального университета имени Леси Украинки (Луцк):
— У нашего многовекового врага, оккупанта, притеснителя, который называет себя братом, любят знаковые даты. А еще не могут без ностальгий по великому и неделимому СССР. На днях во время подготовки к лекциям для студентов о тоталитаризме и украинской литературе натолкнулся на неутешительную дату — 30 декабря 1922 года. Это же через каких-то 10 месяцев исполнится столетняя годовщина. Тогда был официально создан Советский Союз. Вероломно, без всяких ратификаций и подписей присоединили к новому образованию нашу обескровленную после длительных издевательств Украину. А компанию нам в «тюрьме народов» составили Россия, Беларусь и Закавказье. Вот почему так осмелели с безумными заявлениями об «одном народе» Путин, Лукашенко и Кадыров. Это же они календарь памятных дат взяли в руки и создали себя в мечтах в роли наследников. Вот о какой исторической «правде» они кричат.
Ровно сто лет тому назад Украина, правда, без Волыни, Галичины, Буковины и Закарпатья, была силой присоединена к странной федерации. А дальше, чтобы понравиться нашему народу, были украинизация и ликбез. А уже в 30-е годы началось спланированное истребление украинского народа в двух направлениях: 1) расстрел интеллигенции как мозга нации; 2) морение голодом крестьянства как скелета украинского тела. А через несколько лет — разделение Европы Сталиным и Гитлером, мировая война, «день пабеды» и шашлычки, маевки и парады, пятилетки и очереди за дешевой колбасой, железный занавес и атомные гонки.
История имеет способность повторяться циклически, если относиться легкомысленно и не делать выводов из ее горьких уроков. Сегодняшние новости из всех информагентств бьют ежечасно артиллерийскими ньюзами здоровые мозги толерантных европейцев. Чтобы набить оскомину, сделать черствыми к горю, приучить к неотвратимому.
Я начинаю лекцией новый академический семестр на родном факультете филологии и журналистики, рассказываю третьекурсникам в Луцке о Хвылевом и Косынке, Подмогильном и Курбасе, Кулише и Зерове. Их взгляды загораются, и я уже искренне верю, что в нашей жизни будут повторяться события только по поводу приятных юбилеев. А закомплексованные мальчики, которые не успели наиграться в рогатки и танчики, будут воплощать свои мечты разве в компьютерных играх. Потому что они книг точно не читают, поэтому откуда им знать, как завершили все те, кто развязывал войны.
Жанна БИЛОЦКАЯ, журналистка, г. Владимир:
— О том, что в нашей больнице планируется сокращение, говорят сами медики. Кому именно укажут на выход, пока неизвестно, но люди уже проникаются тем, что будут делать дальше? Город небольшой, с работой, как во всех провинциях, не очень. Здесь или начинать заниматься частной практикой, и это касается врачей, медсестер и санитарок, то такое «не пахнет», или искать частные медицинские центры с перспективой трудоустройства. Но люди должны где-то работать, чтобы жить.
С одной стороны, медицина в нашей стране умножена на нуль. Огромный нуль! Ни в одной ЦИВИЛИЗОВАННОЙ стране нет такого, чтобы врач со стажем работал почти за минималку. И если первичка еще получает более-менее приличную зарплату, то вторичка вкалывает за копейки. С другой стороны, частная медицина не каждому по карману. Не может, для примера, человек пенсионного возраста позволить себе обследование в несколько тысяч гривен. Здесь или умирай, или ищи деньги. Но имеем то, что имеем.
Владимир-Волынское ТМО также столкнулось с проблемой сокращения штата. Со слов городского головы, у него был разговор с руководительницей медзаведения, которая сообщила, что возникла проблема с выплатой заработной платы. Это связано с тем, что пакет по предоставлению услуг по НСЗУ больницей на сегодня не подписан. То есть больница не получает денег за оказанные услуги от государства, в результате чего нечем платить зарплату медикам.
Получается так, что ремонты не заканчиваются, оборудование за миллионы приобрели, но будет ли кому работать? Этот вопрос тревожит многих горожан и самих медиков. Не берусь судить, кто в этом виноват: власть с ее медицинской реформой (и не только «зеленая», но и предыдущие, которые ничего не делали ради развития медицины в Украине), или руководство больницы. Но если специалисты уйдут, будет ой, как нехорошо. Как бы там ни было, хоть какая-то медицинская помощь, несмотря на сетования некоторых людей, предоставляется горожанам, а так ее совсем может не быть. Здесь нужно что-то делать.
Валентина ХАРКОВЛЮК, практический психолог опорного заведения образования «Олицкий лицей Олицкого поселкового совета»:
— В жизни каждого человека есть свои заботы. Есть дни, когда все удается и на душе светло и тепло, как на море в штиль. А есть минуты тревоги, когда штормит не на шутку. Обычно в ежедневных заботах отвлекаешься и забываешь о мыслях, которые волнуют и вызывают уныние. В реалиях нашего времени достаточно поводов для тревоги и разочарований: военная угроза и нестабильная экономическая ситуация, экологические проблемы... Самое ужасное, что переживает сейчас человечество, — это коварный вирус, который преследует нас уже три года и не менее коварны другие болезни, такие как рак и сердечные заболевания, перед которыми мы бессильны.
Это касается каждого. Никто не застрахован от болезни. Однако больше всего тревожит то, как этот вопрос решается в нашей стране, точнее — не решается. Получение квалифицированной медицинской помощи — нелегкий квест. Несостоятельность нашей системы здравоохранения чувствует каждый, кто обращался за помощью к медикам. Красиво разрекламированная семейная медицина не действует: врачей не хватает, в больницах безумные очереди, обычный рентген можно пройти лишь в городе, а туда больного надо чем-то транспортировать. Дорогая и не всегда доступная диагностика, ненадежные лекарства, лечение, а тем более, самое необходимое — ежедневный уход за больным, никак не решается нашей медициной. Нет средств — не лечат, присмотр — также должны организовать близкие, которым чаще всего никаких условий для этого не создано, и каждый выкручивается, как может. Если к больному не допускают близких, то часто остается лишь надеяться на сердечность тех, кто рядом, довольно часто — других больных. Что уж говорить о незащищенных одиноких?.. Человек остается один на один со своими страданиями.
Ужасает состояние предоставления также психиатрической помощи, закрытие специализированных заведений. Низкий уровень жизни, невежественность в вопросах психического здоровья и невозможность получить необходимую квалифицированную помощь психолога и психиатра — все это способствует лишь росту тревоги в обществе и дальнейшему обострению ситуации. Досадно, но сегодня «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Так хочется верить, что наступит время защищенности и стабильности, когда ни один человек, ни одна семья не останется «за бортом» со своими потребностями.
К сожалению, мы живем в то время, когда обладатели значительных состояний все чаще прячутся за высокими заборами своих усадеб и просто не видят, что большинству населения далеко до приличного уровня обеспечения достойных условий существования. Рядом с современными полупустыми виллами — ободранные лачуги, в которых живут довольно большие семьи. Таких немало. Большинство имеет недостаточный уровень обеспечения, чтобы достойно обустроить условия своего проживания. А еще — рядом слабые и надломленные, беспомощные, которые не могут справиться со своими слабостями и элементарными проблемами и требуют соответствующей помощи, но не находят ее и выживают так, как им это удается. Специализированные заведения массово закрываются, и остается только рассчитывать на помощь благотворителей. Стабильность — это надежная семья и страна, которая заботится о благосостоянии своих граждан.