Киев, услышь общественность!
Эффективное управление районами города — прежде всего в обеспечении правильной работы органов самоорганизации населенияО реформе местного самоуправления и децентрализации власти сегодня говорят много. Правительство готовит и вносит на рассмотрение соответствующие проекты законов, проводятся круглые столы, обсуждения и тому подобное.
То, что региональной политикой, наконец, начали всерьез интересоваться, добавляет оптимизма — вопрос лишь в том, насколько эффективной будет такая политика.
Как-то так в нашей стране повелось, что очень уж нам хочется всем быть реформаторами. С одной стороны, конечно, безоговорочный факт, что реформы в Украине сегодня крайне необходимы. С другой стороны, не менее важна эффективность реализации достижений этих реформ.
На наш взгляд, перед реформированием крайне важно проанализировать существующую систему местного самоуправления, в частности участие территориальной громады в управлении городом Киевом, и насколько эффективно работает эта система, ведь именно громада — это фундамент, основа местного самоуправления. Именно громада должна формировать повестку дня для города и контролировать ее выполнение. А контролировать есть что!
Так, в Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года, которая недавно была одобрена Правительством, отмечено, что в Киеве сосредоточены основные ресурсы развития, производится свыше 20% ВВП страны, аккумулируется половина всех прямых иностранных инвестиций, растет численность населения. Казалось бы, картина как будто вырисовывается неплохая: деловая активность, сосредоточенность капитала, инвестиции и так далее. Но весь приятный пейзаж этой картины смывается негативными мазками, когда ты получаешь официальный ответ от районной администрации о том, что для того, чтобы отремонтировать асфальтовое покрытие в вашем дворе, нужно 30—50 тысяч гривен, которых у районной администрации нет.
Здесь крайне необходимо привлечение громады к системе, которая даст возможность изменить ситуацию в столице к лучшему.
В Конституции Украины закреплено, что одной из форм осуществления местного самоуправления есть его непосредственное осуществление территориальной громадой (ст.ст. 140 — 143).
Право осуществления власти территориальной громадой в городе Киеве определенно и в статье 6 Закона Украины «О столице Украины — городе герое Киеве».
Статья 5 Закона Украины «О местном самоуправлении» указывает, что территориальная громада входит в систему местного самоуправления.
Решением Киевского городского совета от 28.03.2002 г. № 371/1805 был утвержден Устав территориальной громады города Киева, в соответствии с которым территориальная громада города Киева является первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий.
Следовательно, на наш взгляд, нормативно-правовой базы относительно функционирования территориальной громады в городе Киеве вполне достаточно. Возникает вопрос о привлечении громады непосредственно к процессу формирования столичной политики и последующего контроля ее выполнения.
На сегодня самым эффективным способом реализации воли громады должны быть органы самоорганизации населения (ОСН), которые создаются, формируются и контролируются самими жильцами домов, кварталов, микрорайонов и районов — следовательно, при условии создания и существования ОСН и налаживания эффективной работы в них, сами жители могут реально влиять на развитие территорий, на которых проживают. Система может быть очень эффективной, ведь жители могут избирать представителя от своего дома, который будет подотчетен конкретно именно этим жителям. Более того, орган самоорганизации населения может быть создан непосредственно в интересах даже одного многоквартирного дома.
Вопросы органов самоорганизации населения урегулированы Законом «Об органах самоорганизации населения» и решением Киеврады, являются юридическими лицами, имеют широкий спектр полномочий и наделены организационно-распорядительными функциями.
Для обеспечения эффективного развития системы управления территориальной громадой города необходимо расширять полномочия органов самоорганизации населения, в частности и путем делегирования отдельных собственных полномочий Киевского городского совета.
Вопрос расширения функций и полномочий органов самоорганизации населения сегодня чрезвычайно актуален в Киевском городском совете. В частности Постоянной комиссией по вопросам местного самоуправления, региональных и международных связей создана рабочая группа «Эффективная система управления районами города Киева», в которую входят специалисты и эксперты — перед ними поставлена задача выработать механизм для эффективного участия территориальной громады в органах самоорганизации населения.
Итак, путь к системе эффективного управления районами города Киева лежит, прежде всего, через обеспечение правильной, эффективной работы органов самоорганизации населения с обеспечением гласности, законности и подконтрольности громадой принятых ими решений. Именно это может стать основой управления районами при непосредственном участии громады, конечно, при наличии политической воли, а ее в вопросах расширения прав громады иногда очень недостает.
Выпуск газеты №:
№155, (2014)Section
Почта «Дня»