КОММЕНТАРИЙ
Вопрос, о котором пишет наш читатель, уже несколько лет обсуждается и правительством, и работодателями. Никто не возражает, что уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда в виде отчислений в различные социальные фонды (социального страхования, пенсионного, страхования от безработицы, от несчастных случаев) может стать существенным фактором, который поможет вывести заработную плату из «тени». Но, чтобы поступления в перечисленные фонды не уменьшились, нужны компенсирующие мероприятия. Еще в 2001 году Министерство труда и социальной политики разработало предложения относительно перераспределения взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования между работодателями и наемными работниками в соотношении 2:1. Одновременно предлагалось увеличить не облагаемый налогом минимум доходов граждан и ввести новые ставки налогообложения. Но простой анализ показал, что при реализации этих предложений работники теряют значительно больше, чем получают, причем самые большие потери понесут как раз те, кто получает зарплату ниже средней (см. статью «Социальная защита от здравого смысла», «День», №130 от 25.07.2001). Поэтому от этой идеи вовремя отказались.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой наемные работники действительно выплачивают в социальные фонды от 30 до 60 процентов от общей суммы взносов. Но не следует при этом забывать, что в этих странах общий фонд оплаты труда в структуре ВВП составляет 50—65%. В Украине же он не превышает 22—23%. Если же взять долю оплаты труда в структуре себестоимости продукции, то в отдельных отраслях она составляет 8—10%. Одно дело брать 20% (как предлагает в своем письме М. Харевский) из среднеевропейской зарплаты $1,5—2 тысячи, и совсем другое — из среднеукраинской, не превышающей $80. Поэтому вполне правомерными есть вопросы: может ли работающий выплачивать хотя бы треть взносов в социальные фонды при условии такой низкой заработной платы? Очевидно, что начинать нужно с реформы оплаты труда, ведь для того, чтобы работник мог оплатить новые страховые тарифы, нужно иметь из чего выплачивать. Тем более, что концепция реформирования оплаты труда была утверждена Указом Президента еще в 1999 году. Но для ее выполнения и до сих пор не пришло время. Думаю, не в последнюю очередь из-за того, что для этого нужно сделать перераспределение между фондом оплаты труда и прибылью не в пользу последнего. А это для большинства работодателей неприемлемо. Поэтому не хотелось бы, чтобы недавно принятый закон об уменьшении налоговой ставки на доходы граждан оказался первым шагом к реанимации проекта двухлетней давности.
Выпуск газеты №:
№106, (2003)Section
Почта «Дня»