Перейти к основному содержанию

Кризис театра или театр кризиса?

23 ноября, 11:58

В Украине (время от времени) продолжаются разговоры о кризисе театра. Мне же кажется, что в театре нет и не было кризиса, но есть более опасный кризис, который порождает остальные кризисы. Я говорю не об отсутствии драматургии, режиссеров, актеров или денег. У нас театр не является весомой долей национальной культуры, а зрители не ощущают большой потребности в театре. Наша публика не настроена воспринимать серьезно другие театральные жанры, кроме драматичного и оперного театров. В первую очередь это касается такого вида театра, как театр кукол. К нему относятся, в лучшем случае, как к развлекательному заведению для детей. К тому же наше общество пронизано коррупцией и кумовством. Было бы странным, если бы эта беда не затронула и театральный механизм... Да, он давно нуждается в новых настройках. Но не в смысле «модных» еще недавно — окупаемости, хозрасчета (когда в конце восьмидесятых годов прошлого века эта «болезнь» многих у нас увлекла, иностранцы очень удивлялись. Потому что у них считается счастьем иметь дотацию, они ее добиваются всевозможными способами).

Нужна четкая государственная система разной формы грантов, доплат, заказов, льгот и скидок. Нужно, чтобы работал Закон Украины «О культуре». Здесь уместно напомнить выражение: «Не спрашиваю, какие у вас законы, спрашиваю, как они выполняются». Эти вещи, думаю, являются понятными каждому. Только опасаюсь, что театры опять «подталкивают» к хозрасчетной модели. Существенно, в принципе, что по всей Украине, задерживается зарплата, а летом — отпускные (и это на фоне жизни в безграничной роскоши кучки людей, которые постоянно демонстрируются СМИ). А для многих заработная плата — единственное средство существования. Молчит профсоюз культуры, молчит Национальный союз театральных деятелей Украины. Да и их члены боятся обращаться за помощью — «как бы чего не вышло». Кстати, если закрыть все театры, — ничего не случится. Просто народ станет необразованным. Но я не об этом. Я — о локальных делах. Речь будет идти о том, что количество не всегда переходит в качество. Говорю о многочисленных фестивалях кукольных театров в Украине. Все было бы замечательно, можно только радоваться, если бы не прихоть организаторов фестов (даже самых мелких) иметь свое жюри. Обычно спектакли на конкурс не отбираются, цели и критерии таких фестивалей очерчены общими словами, очень редко происходят профессиональные обсуждения и разбор увиденного. И хотя номинаций бывает слишком много (и странных номинаций), но определение лауреатов по основных из них часто вызывает еще большее удивление. И нередко бывает, что на других подобных фестивалях, где другой состав жюри, эти лауреаты вообще не номинируются. А в кулуарах больше всего критикуются. Многие спектакли к театру кукол, в классическом понимании, не относятся (пусть буду ретроградом, но мне нравятся спектакли, которые создавались 30 лет назад).

В Украине (на государственном уровне) никто театрами кукол не занимается. Например, в РФ в Департаменте государственной поддержки искусства есть планы значимых мероприятий по театрам кукол; действует «Всероссийский конкурс Национальной премии «Золотая маска». В странах ЕС существуют государственные гранты для театров, программы развития; проводятся всемирно известные фестивали театров играющей куклы... Поэтому, как отмечает режиссер Андрей Жолдак, эти театры «играют в Высшей лиге, а украинский — в любительской»!

«Публика, — как объясняет Википедия, — это совокупность людей, которые являются объектом влияния искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просветительства». В другом объяснении говорится: «Публика — народ, который влияет на власть». И пока в Украине не появится такая публика, до тех пор она будет театром кризиса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать