Кто дает деньги на кино?
2 июля с.г. в газете «День» было представлено интервью народного депутата И. Гаврилюка . Полностью согласен с депутатом и киноактером. Но вот что хотелось бы добавить. Снова ожидать государственного финансирования кино в Украине — не стоит. Я уверен, что денег в бюджете нет (и не будет). Следовательно, нужно искать другие варианты финансирования. Возможно, идти тем путем, которым сегодня пытаются идти в России, а именно — режиссер Евгений Матвеев. Я имею в виду проект «Народное кино», благодаря которому был снят сериал «Любить по-русски». Однако национальная киностудия им. Довженко в реализации своих проектов вряд ли пойдет таким путем. Ведь статус «национальной» ставит эту уважаемую творческую организацию в зависимость от государства. То есть — в роль постоянного просителя денег, которых в бюджете вообще не предусмотрено. Однако при всем этом на киностудии им. Довженко «умудряются» запускать весьма дорогостоящие проекты, наподобие «Мазепы», того же «Богдана Хмельницкого». Конечно, никто не вправе указывать Художнику, что и где снимать. Но если государство не в состоянии финансировать данный проект, если действительно нет средств в бюджете, нужно ли делать такие дорогостоящие картины? Наш северный сосед пошел другим путем. Там сделали ставку на «малобюджетное» и молодежное кино, которое просто и понятно, которое можно посмотреть в кинотеатре, а можно и на кассете. Хорошие тому примеры — «Сирота казанская», «Особенности национальной охоты», «ДМБ»... Конечно, не все фильмы российского кинематографа интересны и актуальны. Примитивизм боевиков (жанр прибыльный и мгновенно окупаемый) уже аукнулся тем, что кассеты не продаются (как же в таком случае боевики «мгновенно» окупаются? — Ред. ). А если и продаются, то не так активно... Но вот что замечено. Россияне не спешат делать исторические эпопеи, понимая, насколько это дорого (а как же «Сибирский цирюльник» — фильм, хоть и не совсем вписывающийся в упомянтуый жанр, но исключительно крупномасштабный? — Ред. ) Там, к примеру, маститые режиссеры не жаждут снимать очередную сагу о Пугачеве (а «Русский бунт»? — Ред. ) или Степане Разине. Хотя, уверен, есть и такие, кто жаждет подобных проектов. У нас же, при тотальной кинопроизводственной бедности, почему-то обожают запускать (а затем и останавливать) проекты, понимая, что куцых студийных средств хватит разве что для кинопроб... Однако некоторые режиссеры, одного из которых упомянул И. Гаврилюк, просто-таки обожают снимать «эпопеи». Естественно, за государственный счет. Правда, иногда находятся инвесторы, но — уверен! — скорее для «отмывания» денег, нежели для реальной помощи... Какой же выход из положения?
Если студия является «национальной» (государственной), то Министерство культуры, как мне кажется, должно проводить ТЕНДЕР по сценарным заявкам. Затем со сценарием победителя тендера, со всеми расчетами выходить на более высокий уровень и там, вполне обоснованно, требовать средств для кинопроизводства. Таким образом сразу же отсеются низкопробные, а заодно и дорогостоящие проекты, которые на данном этапе не могут быть полностью реализованы...
КОММЕНТАРИЙ
Анна ЧМИЛЬ , заместитель госсекретаря Министерства культуры и искусств Украины:
— Во-первых — о «народном кино». Безусловно, в украинском кинематографе практика «народного кино» существует. Я помню, как в свое время по «народному методу» снимался фильм Олеся Янчука «Голод-33». Это была лента, которая, собственно говоря, впервые за время существования и украинской историографии, и украинского кинематографа воспроизвела на экране в художественной форме события, связанные с голодомором 30-х годов в Украине. Через газету, через радио творческая группа обратилась ко всем, кого так или иначе коснулось это трагическое событие в истории украинского народа, с тем, чтобы они приобщились к воссозданию этого события на экране. И украинский народ отозвался, и очень много было послано на специальный счет средств, которые, собственно говоря, и были прибавлены к частичному государственному финансированию, и таким образом был создан этот фильм. Он имел большой успех, был представлен на международных кинофестивалях и, собственно, после него — это был первый полнометражный художественный игровой фильм в реализации Леся Янчука — Лесь Янчук реализовал несколько художественных проектов, опять же связанных с неизвестными страницами истории украинского народа. Возможно ли сегодня собрать деньги таким образом? Полностью, думаю, трудновато, но добавить определенную часть — возможно. Хотя, безусловно, за время существования украинского кинематографа мы имеем другой, отрицательный, опыт: когда в западном регионе собирались средства на фильм о Мазепе (тогда еще в составе творческой группы были и Иван Гаврилюк, и Юрий Ильенко), к сожалению, ничего не получилось, потому что этих средств было немного, а кинопроект, как говорят, был крупномасштабным. На сегодняшний день мы, конечно, стараемся к части бюджетного финансирования, которую выделяет государство, привлекать и внебюджетные деньги. И, безусловно, много фильмов и проектов, которые реализуются сегодня в Украине (реализуются не только на национальной киностудии, а и на других киностудиях) — в копродукции.
Что касается тендера, то на сегодняшний день государственный заказ распределяется посредством проведения конкурса, отбора и тендера. В первую очередь, при Министерстве культуры и искусств существует экспертная комиссия, которая, собственно, и определяет судьбу будущего проекта. В состав этой комиссии входят известные кинокритики, кинорежиссеры, специалисты кинопроката, дистрибьюторы и продюсеры, которые читают сценарии и на основании этих сценариев делают прогнозные оценки относительно того, будет ли пользоваться тот или иной фильм спросом, будет ли это, например, фильм, который развивает именно искусство, т.е. фильм новаторский, авангардный. И по выводам этой экспертной комиссии Министерство культуры и искусств и коллегия Министерства культуры и искусств рассматривают все эти проекты. И принимается, соответственно, решение. Это — первый момент. Второй момент — тендер предусматривает реализацию этих проектов не только на студии им. Довженко. В 1998 году принято Постановление Кабинета Министров Украины о поддержке национального фильма в продюсерской системе производства. То есть, речь идет о том, что на основании этого тендера, этого конкурса в Министерство культуры дают проекты не только государственные студии и те режиссеры, которые на сегодняшний день работают на государственных студиях. На конкурс подают проекты и молодые творческие люди, и режиссеры, которые на сегодняшний день работают вне государственных студий. И если проект побеждает и коллегия Министерства культуры утверждает его в производство, то мы поддерживаем и эти проекты, то есть средства не обязательно идут на студию им. Довженко. Они могут направляться на вышеупомянутые негосударственные студии, и проект реализуется через эти небольшие студии, которых на сегодняшний день в Украине уже много.
Теперь, что касается того, что Россия идет путем распределения средств через так называемое малобюджетное кино. На сегодняшний день фактически наиболее дешевое кинопроизводство во всей Европе — в Украине: если среднестатистическая российская картина сегодня стоит семьсот тысяч долларов, то украинская — в два раза меньше. Что касается того, что в Украине увлечены крупномасштабными проектами, то это тоже, мягко говоря, не совсем правда и не совсем так. За эти годы перестройки мы фактически смогли сделать два крупномасштабных проекта, связанные с фильмом Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу» и фильмом Николая Мащенко «Богдан Зиновий Хмельницкий». Но когда, например, говорят о том, что лучше запустить десять проектов, чем один, то я не всегда с этим соглашаюсь. И не потому, что у меня какая-то другая логика. Опять же, возвращаюсь к тому же тендеру. Как правило, все, что стоит хотя бы малейшего внимания, и все, что на сегодняшний день так или иначе положительно оценено экспертами, находит свою реализацию при государственной поддержке. Например, нас обвиняют в том, что, фильм Ильенко стоил более 10 миллионов, мол, лучше было бы раздать по миллиону и снять десять фильмов. Но в то время, когда фильм Ильенко запускали, не было этих десяти сценариев и не было этих так называемых молодых режиссеров, которые, собственно, способны были бы реализовать эти десять проектов. Слава Богу, на сегодняшний день подросли молодые режиссеры. Мы сейчас как раз рассматриваем кинопроекты, наданные молодежью под руководством Леся Санина, который возглавляет Ассоциацию молодых кинематографистов. Они подали десять кинопроектов (по тридцать минут) телевизионного телесериала молодых кинематографистов Украины. Я пока что не могу сказать, будет ли это делаться под одной тематикой, либо это будет готовиться какими-то циклами, но во всяком случае такой проект молодых на 2003 год реализовать мы хотим. И я думаю, что нельзя однозначно подойти и сказать, что вот правильно так и только так или, наоборот, так и не иначе. Кинопроцесс, кинотворчество, творческая состоятельность — это многокомпонентные вещи, которые, конечно, зависят от многих факторов, в том числе и от наличия на тот или иной момент творческого потенциала в Украине.
Выпуск газеты №:
№124, (2002)Section
Почта «Дня»