Магдебургская Украина — ядро нашей европейскости
Магдебургское право заключается в широком городском самоуправлении, свободном развитии ремесел и торговли, общего и профессионального образования, культуры и искусств. Собственно, в магдебургских городах сформировались идеи и процедуры европейской демократии, местного самоуправления, мирного сосуществования и толерантности представителей разных народов, культур и религий. Свобода, свободное развитие личности, возможность образования и самоусовершенствования породили тысячи гениальных творческих личностей, ученых, деятелей культуры, которыми так гордилось европейское средневековье, заложившее основы современной европейской цивилизации.
Магдебургское право пришло на Украину еще во времена короля Даниила Галицкого и охватило всю тогдашнюю украинскую этническую землю от Сянока и до Чернигова, Нежина, Стародуба, Полтавы, Козельца, Новгорода-Сиверского. Полное или частичное магдебургское право имело свыше 400 городов и городков только на землях Западной Украины. Оно дополнялось или заменялось Литовским уставом, украинским городским, в частности Холмским, правом, местными традициями, обычаями и тому подобное. В городах и городках проживало более 15% населения, а их влияние распространялось на всю территорию страны. Длительное существование магдебургского права на украинских землях способствовало выделению городского населения в отдельное общественное сословие, было одним из важнейших факторов культурного и правового приближения Украины и украинцев к Западной Европе, бесповоротно сделало нас европейцами.
На этнических украинских землях первыми получили самоуправление по немецкому праву Новый Сонч (1292), Владимир-Волынский (1324), Сянок (1339), Львов (1356), Киев (1494). Полное магдебургское право имели лишь отдельные города (Киев, Львов, Каменец-Подольский). Неполное право не очень отличалось от полного, в частности города на неполном праве имели отдельного, независимого от городского совета войта или старосту. Неполным оно было на Гетманщине, но все равно, хотя и с опозданием, оказалось важным фактором культурного, социального и правового развития и фактором приближения этих земель к европейским традициям и ценностям. После присоединения западноукраинских земель к Австро-Венгрии магдебургское право замещалось австрийским государственным, а на украинских землях в России оно действовало со значительными ограничениями вплоть до середины XIX века, когда полностью утратил силу Литовский устав (1842 г.).
Тем временем малозаселенные украинские земли юга и востока страны царская Россия пыталась использовать в собственных геополитических целях, формируя там форпосты антиукраинства для своего колониального господства. Городские населенные пункты формировались как военные крепости или гарнизонные поселения, заселялись пришлым людом. Так возникла так называемая Новосербия, отдельные регионы поселения болгар, греков и других народов. Там европейское самоуправление украинцев замещалось имперским самоуправством. Империя пыталась доказать, что там не Украина, а Новороссия. Особенным было и формирование населения Донбасса и других промышленных центров юга и востока Украины, в которых развивалась тяжелая промышленность и были нужны пролетарские кадры. Украинцы как потомственные хлеборобы не очень охотно шли работать в шахты и на заводы, поэтому набирали рабочих со всей империи. Возможно, отсюда и идет мифология о конфликтезапада и востока Украины о якобы двух неоднородных ее частях, из-за чего следует расчленить наше государство.
Попытки уничтожить украинство, расчленив его, враги осуществляли в течение многих веков. Однако Украина-Русь, невзирая ни на что, удивляла мир своим оптимизмом и вкладом в человеческую цивилизацию. Так будет сейчас, так будет во веки веков. Слава Украине!
Выпуск газеты №:
№200, (2011)Section
Почта «Дня»