Мастера скрипичных душ
Скрипка и альт молодого львовского мастера соревнуются на родине Страдивари![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20091016/4187-8-4.jpg)
Итальянский город Кремона испокон веков считается колыбелью струнно-смычковых музыкальных инструментов. Именно здесь, несколько столетий тому назад, гениальные по звучанию инструменты создавал легендарный Антонио Страдивари, а также не менее известная семья Амати. Не удивительно, что уже двенадцатый год подряд в Кремоне проходит Триенале — престижный международный конкурс струнно-смычковых инструментов имени Антонио Страдивари. В нынешнем году за единственную награду конкурса, который, кстати, завершился 2 октября, соревновались работы более четырех сотен мастеров. Среди них нашлось место для двух инструментов, изготовленных львовянином Орестом Пуцентелой.
Орест, которому 27 лет, является самым младшим представителем известных галицких скрипичных мастеров. Глава семьи — Мирослав Пуцентела увлекся изготовлением струнно-смычковых инструментов еще в восьмидесятых годах, когда преподавал игру на альте в Дрогобычском музыкальном училище. «Мои студенты не имели хороших инструментов, а без хорошего инструмента, о хорошем исполнении музыкального произведения нечего и говорить, — рассказывает пан Мирослав. — В то время приобрести инструмент за границей было практически невозможно и очень дорого». И преподаватель засел за книги, откуда почерпнул достаточно знаний, чтобы воплотить их на практике, и отныне, твердо решил собственноручно мастерить скрипки и не только. Первым свет увидел альт, над которым Мирослав Пуцентела работал больше чем полгода. Сейчас в багаже опытного мастера уже около 360 инструментов, среди которых 24 виолончели.
Не остались безразличными к увлечению Мирослава жена Наталия и сын Орест. «Как сейчас помню тот день, когда отец посадил меня в мастерской возле себя и сказал, что пора уже мне всерьез браться за скрипичную науку, — вспоминает Орест Пуцентела. — Взяв в руки книжку о скрипичных мастерах Италии он промолвил: «Страдивари начал в четырнадцать, а тебе сейчас двенадцать. По времени ты уже имеешь преимущество, а, следовательно, можешь стать лучшим». Пока сын постигал тайны мастерства, Мирослав и Наталья совершенствовались в Международном институте скрипкоизготовления имени Антонио Страдивари в городе Кремона. Их наставниками стали представители двух семей скрипичных мастеров, которые считаются мировыми грандами — маэстро Джио Батта Морасси и маэстро Франческо Биссолотти. После путешествия в Италию в работе Пуцентел появилась четкая система производства, техническое выполнение тех или иных элементов давалось значительно легче. В семье установилось четкое распределение обязанностей: Мирослав и Орест занимаются изготовлением инструментов, а Наталья покрывает изделия лаком.
В своем труде Пуцентелы отдают предпочтение древесине из явора и пихты. Всю работу львовские мастера условно разделяют на четыре этапа. Сюда входит заготовка древесины, столярная работа, лакирование и монтирование. «Первый период самый длительный, ведь древесина должна сохнуть и вызревать после сруба естественным способом, который длится 7—10 лет, — делится секретом Орест. — Метод искусственной сушки не годится. На столярную работу, как правило, требуется месяц-полтора времени. Здесь важен алгоритм действий, потому что ошибка на первых шагах может повлечь за собой негативные последствия на завершающих этапах». На протяжении еще четырех недель происходит лакирование инструмента. Как утверждает мастер, скрипку, альт или виолончель необходимо покрыть лаком в среднем восемьдесят раз. Лак, конечно же, лучше сохнет и ложится в теплую пору года. И, в конечном итоге, на готовый инструмент монтируют струны. Эта работа весьма кропотливая. Хотя и длится всего два-три дня, но является настоящей наукой, ведь от нее зависит почти 30 процентов звучания инструмента. В целом, на изготовление скрипки или альта требуется два с половиной, три месяца. А вот над виолончелью робота кипит втрое дольше.
Семья Пуцентел ведет тщательные записи о каждом инструменте, который передали в руки тому или иному исполнителю. В частности, композициями, исполненными на львовских скрипках, ценителей классической музыки снова и снова завораживают украинский эмигрант Олег Крыса и молодой американец польского происхождения Эмануель Боровский. Причем американский виртуоз долго колебался между скрипками отца и сына и в конечном итоге приобрел обе.
Признание мастерства уже давно пришло к этой галицкой семье. В 2007 году на скрипичном конкурсе имени Петра Чайковского в Москве Мирослав Пуцентела получил серебряную медаль и специальную грамоту за лучшие звуковые качества инструмента, а Орест был отмечен грамотой за прохождение в третий тур. Кстати, Пуцентели чуть ли не единственные из украинских скрипичных мастеров, которые не только принимают участие в престижных международных конкурсах, но и достигают там успехов.
Но награды для них не самое главное. Они просто получают удовольствие от творческой работы, с трепетом лелеют творения своих рук. Как утверждает Мирослав Пуцентела, самая большая радость для мастера тогда, когда играют на его инструменте. А если это творение еще и помогает исполнителю победить на конкурсе или успешно проторить себе путь к музыкальному признанию — радости нет предела. Как нет предела творческому вдохновению к созданию новых скрипичных душ.
Выпуск газеты №:
№187, (2009)Section
Почта «Дня»