Молчание ягнят, или Как спасти культуру
«Оптимизация» учреждений культуры и внешкольного образования набирает обороты. Преподавателей музыкальных школ заставляют в срочном порядке писать заявления об увольнении по собственному желанию, не информируя их о том, что именно ждет их после так называемых реорганизации/оптимизации/реструктуризации.
Карманные местные советы с апломбом голосуют за «оптимизацию», несмотря на несмелые и плохо организованные протесты родителей и преподавателей. Местная и центральная пресса пытается мобилизовать население на самозащиту, но ей это не удается.
Чиновники наскоро набрасывают и реализовывают схему сокращений и «оптимизации», не имея при этом понятия о том, как функционирует сектор культуры, часто отождествляя его с процессами в отрасли образования.
То, что в развитии культуры наше правительство не заинтересовано и считает ее убыточной, не секрет. Именно на уничтожение культуры и ее носителей, а не на «экономизацию», направлены эти «реформы». При этом заметьте: власть действует логично и последовательно. Она, в отличие от нас, думает и действует своевременно, до конца оставаясь последовательной в своей политике относительно нас.
А как реагируем мы?
ФРАЗА ФРАНКО «САМ СОБІ ВИНЕН» — КАК СИГНАЛ
Иван Франко, который, кстати, одним из первых в Украине начал борьбу за защиту прав рабочих (не говоря уже о крестьянах), с жестким сарказмом критиковал бездеятельность украинской интеллигенции. Он всегда обвинял самих украинцев в их пассивности, нежелании понимать ситуацию и защищать свои интересы.
Так и доныне проблемой остается наша, украинская, беспомощность перед угрозой уничтожения и пессимистическое причитание еще до начала борьбы.
Странно наблюдать за ситуацией, когда работники культуры, значительная часть которой является педагогами, зная историю Украины хотя бы последних двух веков, не в состоянии отстоять культуру, а соответственно и свою профессию.
Ситуация драматически ухудшается из-за слабости профсоюзов.
ФАТАЛЬНАЯ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ
Профсоюзы якобы пытаются бороться и вместе с общественными советами на местах и отдельными депутатами ВР противостоять «оптимизации». Однако запланированные парламентские слушания и дебаты внутри профсоюза — это ничто иное как собственно классическая рутинная работа, которая должна была до этого времени проводиться регулярно. Это не является стратегией действий в чрезвычайной ситуации, которую мы на сегодняшний день имеем в отрасли культуры.
Понятно, что украинские профсоюзы как структура — слабы. Дают о себе знать десятилетия советской диктатуры. Профсоюзы традиционно умеют организовывать походы, праздники, выдавать путевки и собирать деньги на мелкие потребности коллективов, но не имеют институционного сознания — самоидентификации защитника профессиональных интересов. Председатели профсоюзов на местах — часто люди пенсионного возраста — психологически и ментально укоренившиеся в советском прошлом. Они не умеют мыслить и оперировать современными категориями и соответственно составлять эффективную стратегию защиты. Не слышно и высшего руководства профсоюза культуры.
Настало время реформировать и обновить профсоюз.
Очевидно, что профсоюзы не в состоянии организовать координированное и централизованное противостояние, однако каждая атака власти и ее чиновников на культуру является для профсоюза шансом на сплочение и наращивание собственной силы.
Реформы правительства своими действиями провоцируют активизацию профсоюзов (это касается и защиты работников сельского хозяйства, горняков, и других профессиональных групп). Учитывая данную ситуацию, профсоюз работников культуры должен создать свою сильную и многочисленную внепарламентскую оппозицию и сотрудничать с парламентской оппозицией.
Подобная борьба при поддержке определенных политических партий происходит в большинстве стран ЕС, в первую очередь в отрасли образования, которая чаще, чем культура, подвергается реформам. Кроме того, политика в отрасли образования в ЕС в большей степени зависит от политической ориентации привластных сил, чем культура, которая считается неприкосновенной.
В Австрии, например, работа профсоюзов не прекращается. Приведу лишь последние события в профсоюзном движении педагогов: 20 февраля профсоюз протестовал против намерений власти увеличить нагрузку преподавателей с 20—22 до 24 часов в неделю, не поднимая при этом зарплату. Кроме того, с начала апреля этот же профсоюз беспощадно критикует правительство за реформу, которая устанавливает новые требования к квалификации педагогов.
В Берлине 18 февраля тысячи педагогов провели предупредительную забастовку и вышли с протестами на улицы, требуя повышения зарплаты. В Дании 2 апреля начался скандальный конфликт между профсоюзами и властью из-за нового и невыгодного для педагогов урегулирования часов работы. Когда чиновники не пустили 70 000 преподавателей в здания школ, где они работают, то к борьбе датских профсоюзов присоединились немецкие.
Это мы говорим о государствах, где профсоюзы прошли многочисленные фазы своего развития, сыграли важнейшую роль в защите трудовых процессов и теперь решают вопрос о реформировании собственных структур для повышения эффективности и расширения своих полномочий.
Базовой для этих профсоюзов остается идея о том, что работник как рабочая единица, беззащитен, поэтому нужна организация и мобилизация работников через профсоюзы и поддержка их партиями.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Во-первых, украинским профсоюзам необходимо повысить самооценку и понять, что обществу они нужны. Главная функция профсоюзов культуры — защищать профессию, даже если учреждение культуры или внешкольного образования для власти «нерентабельно».
Во-вторых, важно понять элементарную вещь: культура как таковая не подлежит «оптимизации». Каждая инвестиция в культуру рано или поздно приносит свои плоды. Поэтому «оптимизация» является эвфемизмом к слову «ликвидация».
В-третьих, в наше время высоких технологий у профсоюзов есть все шансы стать эффективными.
Технологии дают новые возможности и позволяют находиться в постоянном наступлении, сохраняя общественное и политическое напряжение, необходимое для переговоров с власть предержащими.
И даже без этих технологий для профсоюзов не является проблемой подключаться к общественным инициативам и интегрироваться в политическую жизнь страны, отстаивая профессиональные интересы и уменьшая свою зависимость от политики правительства.
Профсоюз должен централизоваться, заменив при этом неэффективные старые кадры молодыми лидерами. Он должен стать политически эффективным, выводить работников культуры на протесты и громко говорить о своем видении проблем. Он должен создать свою, профсоюзную прессу, организовать комитеты для мобилизации на местах, привлечь юристов и экономистов к профсоюзному комитету, который будет вести переговоры с властью. Нужно, в конечном итоге, самим добиваться таких переговоров с правительством.
Сильные профсоюзы смогут принимать участие в решении системных вопросов в отрасли культуры. Слабые профсоюзы являются признаком слабой демократизации общества, что на руку чиновникам и власти. Таким образом, представители культуры вынужденно становятся одновременно и прислужниками, и жертвами власти.
Нам нужно осознать ответственность перед своими детьми. Вина за уничтожение культуры ложится на плечи родителей, работников культуры, профсоюзов и всех, кто считает себя членом украинского общества.
Выпуск газеты №:
№82, (2013)Section
Почта «Дня»