Монументальная пропаганда, реклама и художественная самодеятельность
Для чего Мариуполю нужен памятник Ленину? И не один, а целых пять? Три из них — в одноименном Ильичевском районе. А вот в Приморском районе, кажется, нет ни одного. То ли морской воздух не благоприятствует, то ли по «недосмотру» бывшего райкома компартии не установили. Кроме того, энное количество скульптур не выдержали испытания временем и не вернулись с реставрации. В Орджоникидзевском районе изваяние вождя мирового пролетариата продолжает смотреть на мир. С той лишь разницей, что теперь он смотрит на мир в буквальном смысле этого слова. Нет, бронзовая статуя вождя не ожила подобно статуе Командора в «Дон Жуане». Просто в аккурат напротив памятника Ленину установили памятник земному шару. То ли мода пошла такая, то ли «назло» столичному Майдану, но в рекордно короткие сроки на площади Победы выросла колонна, увенчанная голубым шаром с подсветкой. Напоминает большой светильник для тех, кто еще не заснул на автобусной остановке. И к тому же, знай наших, — выше столичного глобуса с почтовыми голубями! Стоишь вечером на остановке, как на Луне, и видишь вверху голубую Землю. Очень даже романтично и космично. Но при дневном свете обнаруживается, что все гораздо прозаичнее. И хотя колонна необычная, сделана под античную, но на ней написано: «Азовсталь». Почти как у Пушкина: «Я памятник себе воздвиг...» Но — рукотворный, с изображением торговой марки металлургического комбината. И с рельсом, опоясывающим глобус. Поэтому «античную» колонну вполне можно принять за заводскую трубу. Впрочем, памятник торговой марке продукции, которая обошла весь земной шар, все же лучше, чем стоящий напротив истукан. Интересно, что на одной площади сошлись веяния разных времен — монументальная пропаганда и реклама. При этом реклама обрела монументальные формы. Еще интереснее — все это дополнено «художественной самодеятельностью». Возвращаясь к «детскому» вопросу, для чего на площади Победы стоит памятник Ленину, ответ можно найти с обратной стороны постамента. Там красной краской от руки написано: «Сережа, я тебя люблю!!! Вика». А это уже народный вид самовыражения — граффити. Поскольку стоящего на пьедестале Ульянова-Ленина, как известно, звали не Сережа, а Володя, то и объяснение в любви адресовано не ему. А современную Татьяну Ларину еще никто не обвинил в вандализме, даже местные коммунисты. Вот и красуется напьедестальная надпись как своеобразное продолжение наиболее древнего вида эпистолярных любовных признаний — наскальных надписей. Однако далеко не все влюбленные увековечивают свои чувства таким образом. Если подойти к памятнику с другой стороны, то иногда можно увидеть, как к нему подъезжают свадебные эскорты, и молодожены возлагают цветы к подножию монумента. И это еще один вариант ответа, для чего на площади стоит памятник Ленину. Если, конечно, не вспоминать о товарищах, которые периодически проводят здесь митинги и повязывают детям на шею пионерские галстуки. И поскольку у нас в стране монументальная пропаганда СССР превалирует над монументальным искусством Украины, остается лишь надеяться на то, что очередная статуя Ильича уйдет на реставрацию и не вернется.
Выпуск газеты №:
№208, (2005)Section
Почта «Дня»