Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Моральность общества зависит от моральности власти

19 февраля, 00:00

Нет условий — нет элиты. Тем более, если речь идет о представителях культуры, спорта и общественной деятельности (безусловно, науки). И в то же время, если нет элиты — нет и государства. В чем секрет порочности круга и его постоянства? По-моему, в трех основных составляющих:

1. Главное. Навязанное массам и укорененное в их сознании ошибочное понятие гуманности, отсутствие в нем нравственных начал. И корень этой проблемы зарыт глубоко. Изменить положение возможно, лишь докопавшись до него, пересадив в здоровый грунт, удобрив и как следует полив. Ухаживая за ним и защищая от прорастающего вокруг сорняка. Сделать это голыми руками практически невозможно. Сорняк — «культура» быстро прорастающая и буйно цветущая, а запустишь — потом не выбьешь. К тому же рук, как всегда, не хватает. Нужны новые силы и помощь молодежи. Пока что это лишь желаемая цель. Как же ее приблизить? Ответ один — познавать и нести знания в массы. Переоценить свою жизнь, научиться нравственным поступкам и рекламировать их. Объединяться и организовываться. Строить гуманные отношения, опираясь на разум и совесть.

2. Значимое. Отсутствие в общественных отношениях взаимопонимания. Каждый тянет одеяло на себя, при этом норовит укрыться им с головой. И все это от необразованности и отсутствия трудолюбия. Торговля знаниями и дипломами сделала свое дело. Нет правды в деньгах. А это, между прочим, порок открытого демократического общества и его основы — рыночных отношений в экономике.

3. Менталитет. С ним нужно бороться и искоренять его из сложившегося столетиями социального сознания. Год за годом, умеренно настойчиво, без присущей нам чрезмерности. Поспешишь — людей насмешишь.

Здесь три составляющие, но детальнее остановлюсь на главном. Возвращаюсь к нравственности — основе основ межличностных отношений, а также показателю элитарной пригодности каждой личности. Войти в элиту возможно лишь по признанию общественности, завоевав ее уважение и доверие. Поэтому в элитарные ряды мы заносим не В. Лапикуру, а О. Герасимьюк и т.д. И это необходимо учитывать во время организации и реализации (осуществления) поступков каждому, кто уважает себя и переживает за будущее Украины. Тем, кому когда-либо предстоит выступать от имени народа и представлять его интересы и, конечно, нынешним народным избранникам (Президенту и парламентариям). Нравственность должна исходить сверху, ибо рыба, как известно, гниет с головы. Нравственные поступки чиновников предопределяют соответствующие отношения между представителями всех слоев населения. Что же такое нравственный поступок, как его охарактеризовать и из чего исходить в его понимании?

Нравственным может быть только тот поступок, который является отражением личностных ценностей, но не вступает в противоречие с общественными нормами морали и является итогом свободного выбора действия. Поэтому главную роль в нравственной жизни и ее проявлениях играет самооценка личностью своих поступков и оценка соответствия их общественным понятиям добра, любви и благородства. Высокая самооценка и уважение индивидуальности (и прав на индивидуальность) всех субъектов нравственных взаимоотношений и их потребностей в самореализации ведет к установлению высокоморальных межличностных взаимоотношений.

Примат субъективной нравственности над объективной направляет сознательную деятельность субъекта (носителя нравственного) в разрез с общественными нормами морали, индивидуальными правами и потребностями объекта деятельности. Плачевными являются результаты подобной деятельности, если носителем нравственного является должностное лицо, в руках которого находятся судьбы многих людей.

Противоборство двух и более различных и антагонистичных субъективных нравственных позиций (понятий), носителями которых оказываются высокие государственные чины, является угрозой для сохранения и утверждения каждой из них, а потому вызывает агрессивное поведение субъектов завязавшихся отношений. Что ведет к нарушению равновесия мер свободы и ответственности в нравственных отношениях всего общества.

«Дню» предлагаю провести исследование наличия нравственных начал в отношениях «власть имущих» Украины с остальным населением и непосредственно среди чиновников (в коридорах власти). Интересно также узнать, какой смысл в исследуемое понятие вносят известные политики и бизнесмены.

Осторожно обходя стороной представителей украинского политического «бомонда», коснусь моих личных представлений о нравственности на отдельно взятом примере всемирно известного политика из ближнего зарубежья (уважая его прайвеси и касаясь лишь отдельных моментов его общественной деятельности).

Путинское понятие нравственности, вбирающее в себя ставшие орудием популизма добродетель и милосердие, установило основанием необходимость утверждения превосходства одних над другими любыми методами.

Гуманность по Путину состоит в том, чтобы одарить правами и возможностями, ранее отобранными методом насилия. Вспомним Ф. Ницще: «Не удовлетворяться, нет — больше силы, больше власти! Не мир — война, не добродетель, а доблесть. Пусть гибнут слабые и уродливые — первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? Сострадать слабым и калекам — христианство...» (Антихристианин). Путину позволено выбирать и делить людей по своим понятиям слабости и уродливости. В этом его готовы поддержать миллионы россиян. Почему?

Им необходимо прочувствовать блаженство милосердия (ничего не теряя); ощутить себя мессиями, всегда готовыми подать верному за послушание и проявление благодарности. Только россияне способны правильно установить важнейшие составляющие материальных и духовных потребностей человечества в целом и отдельных его представителей, разделяющихся по признакам пола, расы, социального класса, места жительства и национальности. Только им под силу разобраться в ошибках истории и определить истинные географические и этнические единства и отличия, определить место и роль позитива в будущем человечества, полно и исчерпывающе раскрыть суть добра и значение его проявлений. Российский империализм снова пытается пустить свои корни глубоко в Евроазиатский материк и плацдармом для новых «подвигов» российского политика и солдата может стать и Украина.

Здесь нет места нравственному, так как это несет в себе подчинение (беспрекословное) человека человеку, ограничение выбора до катастрофически малых, для полноценного развития личности, возможностей. Нравственное искореняется, и ему на смену приходит эгоистическое начало геополитических отношений.

Цели, стоящие перед Путиным, гуманны, если воспринимать гуманизм как исторически изменяющуюся систему воззрений со своими геополитическими и социально-историческими особенностями и исключить из понятия общечеловеческие системы ценностей, характеризующие нравственную сторону гуманизма. Однако именно на единстве прав и обязанностей, равновесии свободы и ответственности, признании равенства субъектов и итогового объективного благополучия удерживается мир и порядок или, как минимум, взаимотерпимое сосуществование.

Нравственность — как самостоятельное понятие и как составляющее гуманизма — нуждается в переосмыслении и внедрении полученного обновленного системного понятия в правовую и общественно-моральную сферы отношений людей внутри отдельно взятого государства и в построении отношений с иными государствами, а также отдельными противоборствующими силами в горячих точках планеты.

Агрессия приносит смерть. Говорят, что «смерть одного человека — трагедия. Когда умирает много людей — это уже статистика». Однако каждый ценит свою жизнь. А еще свободу выбора.

Понятия нравственности и гуманизма не могут быть абсолютными и неподвластными историцизму, а потому каждое новое определение интересно и бесценно для построения взаимоотношений в новом высококультурном обществе — к которому необходимо стремиться украинцам, чтобы в ближайшем будущем не оказаться на свалке истории развития цивилизации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать