Может ли существовать книга без читателя?
2007 год указом Президента Украины В. Ющенко объявлен Годом украинской книги. Уже прошло шесть месяцев — половина отведенного времени, и если внимательнее рассмотреть все составные, которые должны были обеспечивать успех этой инициативы, становится немного досадно.
Возможно, кто-то из авторов, произведения которых в этом году вышли в печать, и чувствует себя комфортно, держа в руках свеженькую, с запахом типографской краски книгу, но охватывают сомнения в полном удовлетворении собственных ожиданий. Потому что разве есть где-то в мире хоть один писатель, пишущий исключительно для себя?
Антураж деятельности тем временем бурлит. Все чаще по радио, телевидению, даже в телерекламах (достаточно удачных, кстати) речь идет о книге. Авторы и издатели вынуждены прибегать к турам по Украине, чтобы встретившись с читателями, донести украинское печатное слово. Но в целом, приоритетное внимание в контексте запланированного события — книгоиздательскому делу.
А теперь представьте: принесет ли желаемые последствия, насластит ли душу авторов даже гипотетическое разнообразие готовой печатной продукции в книжных магазинах, когда их труд, их интеллектуальный потенциал, аккумулированный в книге, там, на книжной полке, и останется? Ну приобретет книгу узкий круг книголюбов, осядет она в личной коллекции, и никто больше не перелистает страницы, в которые вложен титанический труд.
А массовый читатель, пользующийся библиотекой, по причинам, среди которых самая первая — общение с другими поклонниками книги, доступ к другим источникам информации, возможность познать новинку с одновременным использованием литературно- критического материала и тому подобное, не говоря о причинах экономического плана, когда рядовой гражданин не имеет возможности приобрести книгу (да все приобрести и не возможно), — остается на обочине книгоиздательского процесса.
Теряется оперативность, своевременность информации в тех нечастых случаях, когда определенная часть книг всe- таки поступит в библиотечные фонды из издательств в виде обязательного экземпляра. И это касается исключительно издательств Буковины. А все, от кого зависит сокращение пути книги к ее поклоннику, забывают одну простую, по сути, вещь — истину: книга должна быть событием в жизни читателя, а не в жизни автора.
Только тогда она станет явлением в общественной жизни. А произойдет это только при тех обстоятельствах, когда сентенция о духовности народа, национальных корнях, уже ставшая разменной монетой на политическом Олимпе, перейдет в сферу реальной заботы о будущем интеллектуальном ресурсе народа.
Для этого требуется немного. Достаточно того, чтобы ответственные государственные мужи обратили свои взгляды в собственное детство. Почему? Потому, что в свое время собственные пути в жизни, к тем высотам, которых достигли они сегодня, выбирались благодаря мудрому советчику — книге.
Нецелесообразно терять время на демагогию, поскольку можем потерять будущее. Необходимо как можно быстрее вспомнить о материальном, которое должно служить духовному. Без капиталовложений в современные помещения, в средства технического обеспечения использования информационных ресурсов, без наполнения библиотек литературой не может быть интеллектуальных дивидендов.
Как не огорчительно, за последние 15 лет главная библиотека области на приобретение литературы не финансировалась совсем, а периодика выписывалась исключительно за средства спецсчeта библиотеки.
Что же мы можем предложить сегодняшнему читателю, когда, фигурально выражаясь, духовное сокровище превратилось на самом деле в недосягаемую роскошь. И только в этом году, со сменой руководства управления культурой, намечается тенденция к изменениям: до конца года обещано выделить определенные средства на приобретение литературы — 150 тысяч гривен для двух областных библиотек области — научной и для детей. Но решит ли это проблему дефицита, накапливавшегося долгие годы?
Даже те мероприятия, которые изредка начинаются на общегосударственном уровне, на практике выполняются лишь частично. Еще в 1999 году принят Закон Украины «Об обязательном экземпляре документов», в 2002 — Постановление Кабмина «О порядке доставки обязательных экземпляров документов».
В реальности обязательный экземпляр в библиотечный фонд поступает не с таким энтузиазмом: за последние пять лет областная библиотека получила менее пяти тысяч изданий (4629), подборки литературы не всегда формируются последними изданиями, которых ожидает читатель, а порой и неликвидами предыдущих лет. Не способствует оперативному ознакомлению с выходом новинок и отсутствие тематических планов издательств, которые раньше обязательно поступали в библиотеки.
А тем временем, когда у нас активно имитируется деятельность вокруг украинской книги, соседняя Россия, неоднократно обвиненная в вытягивании из Украины лучших умов и талантов, развернула настоящую борьбу за собственное книжное будущее. В конце 2006 года в стране была завершена разработка Национальной программы поддержки развития чтения, создан Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.
Представительство Общественного комитета содействия развитию библиотек поражает: авторитетные государственные деятели, от чьих решений и действий действительно ожидаются весомые позитивные результаты. В частности это глава — председатель Государственной думы Федерального собрания РФ Б. Грызлов, полномочный представитель правительства РФ в Государственной думе О. Логинов, председатель счетной палаты России С. Степашин, президент Библиотечной ассамблеи Евразии В. Федоров, другие специалисты и ряд губернаторов.
Перечитывая имена и должности членов Комитета, веришь, что понимание проблемы интеллектуального будущего государства, сформированного в Программе, является «острой жизненной необходимостью, поскольку ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры». К решению этой проблемы у наших соседей подходят взвешенно: «необходимо компетентное общественное участие в решении, и начинать нужно с того, чтобы помочь руководителям библиотек справиться с серьезной экономической проблемой».
Мы все хорошо осведомлены, что книгоиздательское дело в России достаточно эффективно, стоит проанализировать наполнение наших книжных магазинов. Однако у российских политиков есть понимание ситуации, что «этот потенциально большой эффект сходит на нет в значительной мере от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобрести, от недооценки роли библиотек». (Е. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех».)
А когда же понимание этой проблемы станет актуальным у нас? И когда библиотеки перестанут быть просителями у спонсоров, авторов и у читателей, в конце концов?
Чем хуже украинский читатель от российского? И не станет ли апофеозом объявленного Года украинской книги поэзия Николая Петренко «Смерть читателя», изданная в «Литературной Украине» за 19 апреля 2007 года?!
Выпуск газеты №:
№169, (2007)Section
Почта «Дня»