Перейти к основному содержанию

Мы не хотим Стены!

О проблемах перехода из материковой Украины в Крым
19 марта, 19:44
ГРАНИЦА. ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФОТО ИВАНА АНТИПЕНКО

В течение последних трех месяцев мне дважды приходилось пересекать границу между материковой Украиной и Крымом. Зима, холодный степной ветер, тяжелые чемоданы, два пограничных пункта (украинский и российский), а между ними около четырех километров нейтральной зоны, которую, если у вас, как и у меня, нет собственного транспорта, нужно переходить пешком. Одним словом, процедура не из приятных.

Но для меня это необходимость, ведь там, в Крыму, осталась моя семья. Поэтому первый раз я почувствовала на себе всю красоту пешего пересечения границы в конце декабря, на следующий день после отмены «Укрзалізницею» железнодорожного сообщения с Крымом, второй — в феврале, когда возвращалась во Львов на учебу.

Когда ты 3,5 часа стоишь в очереди, чтобы пройти первый украинский КПП, появляется вопрос — почему? Почему ты, гражданка Украины, должна преодолевать эти круги ада, чтобы попасть в свой родной Крым? Да, это оккупированная территория. Да, на ней трудно контролировать все процессы. Но там живут не только оккупанты, там живут граждане Украины, заложники этой ситуации. И им трудно признавать, что именно Украина — инициатор этой транспортной блокады. Потому что фактически это значит, что Украина сама отделяется от Крыма.

Сначала количество рейсов крымского направления сокращает, потому что, вроде бы, нет спроса. Потом совсем запрещают рейсовое соединение, даже автобусное. И возобновлять его не собираются, если верить сотруднице пресс-службы Министерства инфраструктуры Украины Елизавете Ярмош, эти запрещения объясняли террористической угрозой с территории Крыма, необходимостью «Укрзалізниці» обеспечивать безопасность движения. Но, как сказал председатель меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, «два, три или десять диверсантов, которые могут воспользоваться этими путями, — это задача спецслужб». Действительно, неужели в СБУ не нашлось лишних людей, которым можно было бы поручить эту ответственную задачу? И, если мы так беспокоимся о безопасности, почему никто не сказал о террористах пограничникам? Они вообще не проверяют вещи — хоть бомбу вези, хоть  ядерное оружие в разобранном виде.

Еще есть версия, что, в соответствии с Законом о временно оккупированных территориях, «Укрзалізниця» не хочет сотрудничать с оккупационной властью. Но, по давней народной традиции, закон этот написан не для всех. Как прекращать пассажирское сообщение или закрывать глаза на нарушение российской властью прав украинцев в Крыму, то есть закон. А как завозить в Россию через Крым украинские продукты, то закона, выходит, нет. По словам Рефата Чубарова, с одной стороны, украинская власть открывает дорогу для бизнеса, а с другой — закрывает для нормального общения между людьми. И пока мы идем свои четыре километра буферной зоны, помогая «Укрзалізниці» не стать соратником оккупационной власти, миграционная служба посылает в Крым информационные запросы для идентификации крымчан, тем самым подвергая крымчан опасности, помогая российской власти формировать ее «черные списки» людей с проукраинской позицией, людей, которые не потеряли связь с материковой Украиной.

Конечно, Украина в тяжелом положении. Война на востоке — вот то, на чем сфокусировано большинство политиков. И никакой четкой концепции относительно положения Крыма никто не обнародовал. Я уже не говорю о каких-то реальных действиях, направленных на приближение деокупации или на помощь крымским украинцам. Но что же, тем временем, делать крымчанам? Чего ждать? У нас много вопросов. Поговорите с нами. Что будет дальше? Стена? Или заминированые мосты, о которых кричат пророссийские СМИ? Тысячи переселенцев из Крыма и те смельчаки, которые осмеливаются выражать свои проукраинские взгляды в оккупированном Крыму, показывают, что Украина нужна крымчанам. Но нужны ли мы Украине?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать