Перейти к основному содержанию

Мы с Полканом идем в школу

О доготерапии в польских интеграционных школах
24 ноября, 15:26

«Доминик, сколько у тебя пальцев на руке?

— Пять.

— Хорошо. А сколько у собаки?

— Раз, два, три, четыре.

— Так у кого больше пальцев?»

Мальчику 13 лет, однако из-за генетических дефектов он только сейчас учится считать. Лабрадор Ксантия охотно позволяет ребенку прикасаться к лапам, обнимать себя, гладить. Кротость и любовь к людям — это главные качества, которые должен иметь пес для работы с детьми, — считает Мартин Каминьски, доготерапевт школы №2 в Холме.

«Собака должна многое позволять детям, быть открытой, дружелюбной. Мотивировать их, чтобы учились считать, говорить, повторять разные движения. С помощью животного доготерапевт учит школьника, как вести себя в обществе, направленности движений, когда дети расчесывают, гладят собаку или готовят ее к прогулке. Тогда нужно надеть ошейник, взяться за поводок. Эти действия, легкие для многих здоровых детей, идут на вес золота для детей с особыми потребностями».

Однако сама по себе доготерапия ничего бы не дала, — считает пан Мартин. — Нужно сотрудничать с учителями, школьным логопедом и психологом. Задания, которые они дали, доготерапевт пытается выполнить с помощью собаки. Часто метод удачен — непослушный ребенок начинает делать определенные движения, которых неделями от него не мог добиться физиотерапевт, или повторять слова, которые требовал говорить логопед.

«Эти уроки дети обожают только потому, что большинство из них обожают собак, — говорит доготерапевт. — Бывает, на «сухих» занятиях ребенок не хочет слушаться, а присутствие собаки помогает мотивировать ребенка к разным терапевтическим действиям. Хотя не раз бывало так, что все 45 минут доготерапии дети просто сидели и гладили пса. Иногда ребенку нужно успокоиться. Рядом с теплым, мягким созданием это сделать просто. Особенно такой «релакс» важен в работе с гиперактивными, непоседливыми детьми. Заставить их посидеть тихо хотя бы десять минут редко когда удается».

Доготерапию используют и в работе со здоровыми детьми. Многие из них сначала боятся собак. Задача доготерапевта в таком классе — с одной стороны, снять стресс от встречи с собакой, а с другой — научить детей правильно реагировать на незнакомых собак. «Нельзя делать резких движений, лучше не гладить незнакомого пса, — говорит пан Каминьски, — нельзя тянуть пса за хвост, это больно. Нельзя сильно сжимать, обнимая животное. Также показываю детям, как ухаживать за собакой, как ее кормить, как выгуливать. Неповторимые впечатления оставляет такой урок».

Единственное противопоказание для доготерапии — это аллергия на шерсть у некоторых детей, говорит заведующий школьным медпунктом Петр Рыбак. «Доготерапия подходит детям с разными отклонениями. Это может быть легкий аутизм или болезнь Дауна — здесь нет ограничений. Помимо доготерапии мы предлагаем детям занятия по иппотерапии (катание на лошади). По-хорошему завидуем вам, украинцам, что вы имеете для работы с детьми дельфинов. У нас, к сожалению, пока этого нет».

Эффект от таких занятий с животными не измеряется оценками. Но успокаивать и приносить детям радость — не эта ли задача является для педагогов основой, на которой дают знания?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать