Наступило время перемен
Волынь — о смене стереотипов, общественной активности и... песняхОксана ДОМАРАЦКАЯ, учитель Деревковской школы Любешевского района:
— Последний звонок — это праздник, который любят все, а особенно детское сообщество. Они с нетерпением ожидают его и хотят чего-то особенного, необычного, радостного. А здесь опять традиционная линейка, шеренги, колонны, привычный ежегодный сценарий... Зная об этом «историческом» формате школьной линейки, предварительно предложила своим ученикам прожить последний урок в лесу. Мои дети подхватили идею, а их родители также одобрили. И вот, быстренько после линейки меняем одежду на удобную, походную. Берем с собой вкусности и в прекрасном настроении смело шагаем познавать, исследовать новое, открывать тайны леса.
Двухчасовый урок общения друг с другом, природой, любование красотой лесных цветов, открытие новых дорог, встреча с четырехлапыми друзьями на хуторе, знакомство с муравьями, которые нас «приветствовали», побег от назойливых комаров — все это умения, которые всегда понадобятся в жизни. Испытаний на выносливость, силу воли было немало. Но все справились! По Новой украинской школьной программе развивали умения сотрудничать в команде. Мы были счастливы, потому что преодолевать препятствия, становиться сильнее — это счастье. Дети предложили в следующем классе ежедневно проводить такие уроки.
Кстати, идею провести нестандартный последний урок я услышала на региональной (не)конференции EdCamp Poltava «От счастливого учителя к счастливым ученикам» от креативного директора Хмелевской школы Кировоградской области Майи Тутаевой, которая проводила сессию «Как создать НУШ в обычной школе» на экспертной параллели. Она предлагала рецепты моментов действенного превращения школы в новое образовательное пространство. По ее словам, у них праздник последнего звонка происходит с 17.00 до 19.00 и сопровождается не линейкой, а песнями, танцами, веселыми конкурсами, костром и тем, чего хотят сами дети. Потому что в этой школе к голосу каждого ребенка прислушиваются!
Координатор EdCamp Poltava Леонид Мироненко, вдохновитель движения EdCampUkraine Александр Елькин мотивировали учительское сообщество Украины словами «Выбор всегда есть, выбор за нами». Чтобы дети были счастливыми, спросим у них, чего они хотят, и услышим. Думаю, наступило время перемен и перехода к новому, нестандартному. Разрушать старое, неэффективное нелегко, но только при таком условии возможна Новая украинская школа.
Татьяна ЯЦЕЧКО-БЛАЖЕНКО, преподаватель Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки:
— «Не было где яблоку упасть» в луцком книжном магазине «Є», когда несколько дней тому назад проходила «Файна гутірка: Як знайти своїх предків онлайн» и встреча с руководителем проекта Pra.in.ua Игорем Гошовским. Приятно, что жителей Лучка так интересует прошлое их предков. Поразительно, что на мероприятии было даже несколько мам с грудными детьми, которые также внимательно слушали советы Игоря Гошовского по построению семейного дерева. Как говорят, «с молоком матери» приобщают маленьких лучан к семейной истории.
Удалось выкроить свободное время и попасть в другой... модерный Луцк межвоенного периода, с которым познакомил краевед Александр Котис. Проектом «Луцкий модернизм» он начал серию экскурсий, в которых можно увидеть Луцк других эпох и традиций. Экскурсия «Европейский модернизм для луцкого парка» не оставила никого безразличным. Гостей экскурсии переполняли два чувства — гордость от сознания того, что живут в таком богатом историей городе, и грусть, потому что некоторые объекты в стиле модернизма почти уничтожены, и никто их не собирается восстанавливать.
Сорок девять! Всего 49 голосов лучан не хватило для того, чтобы спасти уникальную луцкую усадьбу по улице Ярощука, 12 и предоставить ей статус памятника местного значения. Петицию луцкой журналистки Елены Ливицкой из многотысячного Луцка поддержали сознательные лучане в количестве 251 голос. Занавес.
Сергей ГОДЛЕВСКИЙ, историк, общественный деятель:
— Слушаю песню в исполнении корифеев украинской сцены Николая Гнатюка и Раисы Кириченко, но думаю о другом. Моя молодость прошла в песнях, пели повсюду: на свадьбах, крестинах, помолвках. Пели, когда шли на танцы в соседнее село, пели, когда шли из клуба. Когда я начинал свою трудовую учительскую деятельность, то попал в село Смолява на Гороховщине, школа была маленькой, всего учеников 50—60. И вот, однажды мы, учителя, вместе со старшеклассниками ехали на капусту в колхоз, детей и нас посадили в старенький колхозный автобус «Кубанец», и они запели, просто запели спонтанно. Но каким же было это пение! Оно было легкое, нежное и идеально слаженное во всех голосах... Дети пели с радостью и так просто, будто делали свою повседневную работу. Полная гармония пения, будто отшлифованный коллектив, и пели все — и мальчики, и девочки — и каждый из них знал свою партию, видимо, не осознавая того, что он знает, но четко исполнял.
А уже позже я побывал на свадьбе в этом селе, шалаш (свадебное временное сооружение) «разрывался» от пения, перекликались стол со столом, компания (группа) с компанией, парни с девушками, старшие с младшими — пели все. Пела моя хозяйка, у которой я был на квартире, тетя Ганя, пели ее соседи, которые приходили на вечерницы во время длинных осенних вечеров. Пение в этом селе передавалось как умение работать, как что-то необходимое, без чего жизнь не имела смысла.
Пели и мои родные умеренные Галичане, и безудержная горячая Лобачивка, пели все окружающие села и имели свои любимые и «коронные» песни, но сегодня я вспоминаю Смоляву... Выроли смолявские дети и пошли в миры, но поет ли так еще село?
Смолявцы, отзовитесь! Вы еще поете?..
Выпуск газеты №:
№95-96, (2018)Section
Почта «Дня»