«Не ищите деньги в карманах пассажиров»
Не могу не откликнуться на публикации «Тарифный меч» и «Не тронь тарифы» («День», №№ 24 и 28). Боюсь, что моя учительская зарплата (как и зарплата моих коллег) просто не выдержит провозглашенного мэром Киева очередного повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Я не хочу анализировать «аргументы» господина Омельченко, но замечу, что его ссылка на среднюю зарплату, которая в столице превышает 800 гривен очень напоминает известный анекдот о средней температуре по госпиталю. И хорошо, что нашлась сила — Киевская городская организация СДПУ(О), — ставшая на защиту киевлян. Тем более, когда молчат «защитники трудящихся» — профсоюзы, руководители которых, по-видимому, как всегда, «изучают вопрос» или не хотят портить отношения с городской властью. Словно набрали в рот воды и наши оппозиционеры — их, по-видимому, беспокоят более глобальные проблемы, например, как прийти к власти.
К сказанному в упомянутых материалах хочу добавить только два штриха. Во-первых, что-то не слышно, чтобы автоперевозчики, работающие на «маршрутках», говорили об убыточности действующих тарифов, да и вряд ли они бы занимались убыточным бизнесом. Почему тогда запланирован рост тарифов и на проезд в маршрутных такси? Может, городская власть «давит», поскольку понимает, что при равных тарифах другие виды общественного транспорта просто не выдержат конкуренции?
Во-вторых, руководство киевского метрополитена неоднократно заявляло, что киевское метро окупаемо на 80% (самая большая в Европе). А элементарная математика показывает, что для полной окупаемости да еще и небольшой рентабельности (12%) достаточно установить тариф на проезд на уровне 70 копеек (как, кстати, планируют сделать в Харькове).
А заявления относительно средств на дальнейшее развитие столичного метрополитена нельзя воспринимать всерьез по двум причинам. Первая — в начале 90-х годов, при значительно более сложной экономической ситуации и при «символических» тарифах на проезд, киевский метрополитен развивался более быстрыми темпами, чем сейчас. И второе — деньги на развитие нужно искать за счет привлечения инвестиций, а не в карманах пассажиров.
Выпуск газеты №:
№36, (2004)Section
Почта «Дня»