Не лелеять старых мифов
Ознакомился с отзывом читателя Б.Васильченко («День» № 209-210 от 16-17 ноября 2012 г.) на свою статью «Почему был разрушен Успенский собор Киево-Печерской лавры» («День» № 174-175, 28-29 сентября 2012 г.) и, к сожалению, не нашел в нем никаких новых аргументов в интересах старой версии о зачинщиках гибели главного лаврского храма. На эту тему за последние 40 лет (со времени выхода книги А.Кузнецова «Бабий Яр») писало немало авторов, но никто из них не смог привести подлинные данные о зачинщиках преступления.
Разысканные мной документы — аутентичны. Они запрошены как из отечественных, так и зарубежных архивов, в частности из архивных хранилищ ФРГ, США и Великобритании, а потому ставить под сомнение их достоверность как «просоветских» — некорректно. Ради объективности отмечу, что приказ Гитлера о разрушении Лавры депонируется в Public Record Office, London, Общественном архиве в Лондоне под шифром хранения HW 16/32. — Nr. 31 v. 9.10.1941 Add. Остальные немецкие документы получены по большей части из Bundesarchiv, Федерального архива в Берлине. «Меморандум Бройтигама» хранится в NARA, The National Archives of the USA, Национальном Архиве США.
Однако Б.Васильченко считает эти материалы недостаточно убедительными и предлагает собственное субъективное восприятие этой наболевшей темы. Из цитируемого мной письма Мстислава (Скрипника) — между прочим, оно хранится в архиве Украинской академии искусств и науки в Нью-Йорке — в его тексте были изъяты заключительные слова: «немцы... забрав из церкви, в которой был музей, бесценные сокровища, довели [ее] до взрыва». Или, может, эти строки надиктовали владыке в 1973 году в его резиденции Саут-Баунд-Бруке в США кагебисты? Кстати, дальше в своем письме преосвященный опять повторяет, что «вибух німці допасували».
В конечном итоге, после рассекречивания «приказа Гитлера» английскими архивистами 15 лет тому назад его подлинность в настоящее время признана многими авторитетными историками на Западе, в частности, Любомиром Винаром, профессором Кентского университета (штат Огайо, США), академиком УСАН, («заминированный Успенский собор в ноябре [1941 г.] был таки разрушен уже немцами») и Карелом Беркгофом, доктором философии, научным сотрудником Центра изучения Холокоста и геноцидов, Амстердам, Нидерланды («совершили этот взрыв не коммунистические агенты, а Главное управление безопасности рейха»). Лишь наши историки пока еще отмалчиваются.
Показательно не препятствуя возобновлению религиозной жизни в Украине, нацисты в действительности постоянно проводили скрытую антицерковную политику. Например, в концлагере Дахау находилось 2700 священнослужителей, в том числе 70 православных, из оккупированных немцами стран.
То, что большевики уничтожали православные храмы, не может быть прямым доказательством их причастности к гибели Успенского собора. А вообще тема потерь культурного и духовного наследия во все исторические эпохи намного шире: по материалам СМИ и свидетельствах Бориса Возницкого, покойного директора Львовской картинной галереи, на территории Западной Украины в течение одного лишь года сгорело свыше полусотни деревянных церквей, а в целом за два последних десятилетия — свыше 200 храмов. И эта вакханалия продолжается. Не мешало бы также подсчитать динамику новейших потерь архитектурного ансамбля Киева, что совершались у всех на виду на протяжении 1992—2012 гг.
В конечном итоге, единственным критерием истины может считаться лишь документ или документально подтвержденный факт. Поэтому попытки дать ответ на вопрос, кто и зачем уничтожил Успенский собор, должны быть свободны от любого эмоционального предубеждения и опираться лишь на прямые доказательства.
Section
Почта «Дня»