Не все критики – враги...
Для языкового возрождения нужна центристская силаНедавно купил в киоске две газеты: «7 Я» и «События недели». Обе с огромными заголовками на обложке: «ЯЗЫКОВОЙ СКАНДАЛ» и «ТЮРЬМА ЗА ЯЗЫК». Понятно, что такие материалы только подливают масла в огонь. Но этого и следовало ожидать. Во-первых, идет война, и было бы наивно надеяться, что Россия не задействует все свои рычаги для раскола нашей страны. А во-вторых, в Украине до сих пор сохраняется большая дистанция между двумя языковыми группами. В последнее время кое-что делается для «сшивания страны», но ощутимого результата ждать еще нескоро. Показательной является реакция на языковые баталии всецело проукраинской поэтессы из Мариуполя Оксаны Стоминой: «Если мне запретят писать стихи на русском, я просто перестану их писать, поймите. Не из принципа, нет. Просто не смогу. Я чувствую на русском языке...».
Наилучшим ответом Оксане был бы проезд во львовских маршрутках. Какие песни любят слушать наши водители? А еще можно сделать обзор львовских киосков. И в первом, и во втором случае русского языка будет не менее половины. В Хмельницком, Житомире, Полтаве, Черкассах украинского еще меньше... О больших городах востока и говорить ничего — там едва не всенародный консенсус относительно игнорирования украинского. А если бы на нем там разговаривало хотя бы 25% городских жителей, то в нынешнем языковом законе и потребности не было бы. А пока... Ни в киосках, ни в маршрутках, ни на устах граждан.
МУДРАЯ УКРАИНИЗАЦИЯ — ЭТО ТОЛЬКО ВОПЛОЩЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО ИДЕАЛА ВОСТОКА
Поэтому нужно терпеливо объяснять (это стоило делать еще задолго до нынешнего всплеска эмоций), что результатом украинизации буде... реальная двуязычность. Именно та, о которой так долго говорила Партия регионов. Ведь в нашем обществе нет запроса на уничтожение русского. Достаточно проходить по столице, чтобы убедиться — почти все школы украинские, да и вузы давно украинизировались, а вот город двуязычный. Причем, явно доминирует русский. Но если бы такими, как Киев, были Донецк и Севастополь, то Путин бы там проиграл. Двуязычные украинцы — плохой материал для строительства «русского мира». У таких и сентимент к родному может проснуться. Они же знают, что в нетерпимой к «другому», одноязычной России им точно будет неуютно.
Путину комфортнее там, где на языке дедов вообще перестали говорить. Стоит походить по улицам полностью русскоязычного Минска, чтобы понять: идеалом Кремля точно является не языковая гармонизация, а постепенное поглощение и переваривание территорий. Поэтому определенная часть нашего общества сплотилась, стремясь спасти язык. Важно, чтобы эта часть имела на украинском востоке союзников, а не врагов. В то же время и украиноязычные должны понять, что критическое отношение к языковому закону части граждан — это нормально. Не все критики — враги. Разве не прав лидер организации РУН (Русскоговорящие Украинские Националисты»: Сергей Замилюхин, когда говорит: «Украинский язык должен и может стать языком прогресса. Например, без всякого закона «О государственном языке», одним лишь приказом по Министерству образования можно было бы ввести ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ обучение в вузах на государственном языке. Это сразу влечет за собой всю цепочку дальнейшей мягкой, но бесповоротной украинизации нашей страны...»
«ЯЗЫКОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ»
Поэтому важно, чтобы наш восток не боялся изменений, а запад не очень надеялся на «всесильность» нового языкового закона. Иногда стоит выслушать тех, кому мы хотим помочь. Вот что пишет тридцатилетний Александр из Краматорска: «Процесс возвращения людей к украинскому языку не будет быстрым. Чтобы на украинском в больших городах заговорило хотя бы 50% граждан, понадобится лет 100—150... И это при благоприятных условиях! Я уж точно не рассчитываю такой результат увидеть на своем веку... Не думаю, что его увидят и мои дети. Но опускать руки в любом случае нельзя. Мы на правильном пути! Результат, хотя и небольшой, я уже вижу сам...».
Грустный прогноз краматорского подвижника (относительно 100—150 годов) мне кажется явно преувеличением. Но несомненным является тот факт, что мы еще долго будем оставаться двуязычной нацией. Просто наша двуязычность должна быть более гармоничной, чем сейчас. Без региональных искривлений и зон, где украинский продолжает умирать... А гармоничной ее сделает только гражданское общество. И оперировать лучше примирительным термином «языковая гармонизация». Было бы неплохо, если бы образовалась общественная организация с таким названием и с авторитетными, умеренными лидерами, которые придерживались бы центристской позиции и не допускали поляризации общества.
Чиновники — не панацея; только объединенный народ может успешно возродить язык. Вспомним чехов или возрождение иврита в Израиле. Сначала сплотились, сначала «критическая» масса, а уже потом законы, которые не игнорируются. В нашем же законе хорошо то, что он может стать неплохим толчком. Мотивацией к действиям. А действие очень нужно, особенно учитывая то обстоятельство, что даже капитулянтский закон Кивалова-Колесниченко не спас Украину от войны с Россией.
Выпуск газеты №:
№33-34, (2017)Section
Почта «Дня»