Перейти к основному содержанию

О чем мечтает украинское небо?

Письмо родственникам жертв трагедии в авиакатастрофе над Украиной
14 августа, 18:10

Добрый день! Мы с вами не знакомы. Говорим на разных языках. Живем в разных странах. Но у нас с вами одно на всех небо, которое стало местом катастрофы, потери и нашей общей боли.

Украинское небо. Я подумала, что теперь вы захотите больше знать о нем. Попробую вам рассказать о нашем небе.

С детства я люблю смотреть вверх — на небо. Небо удивляет разными настроениями и всегда увлекает! Ночью наше небо сверкает самыми дорогими в мире брильянтами — звездами, к которым так хочется прикоснуться рукой!

Помню, как радостно в детстве было рассматривать ровные линии, которыми расчеркивали небо самолеты. Когда появлялись эти линии, мы, дети, подпрыгивали и выкрикивали: «Самолет! Самолет!» Бабушка смотрела на нас, улыбалась и очень редко рассказывала, что в этом же небе когда-то вместо мирных самолетов, которые полосуют небо, но соединяют материки, страны, людей и судьбы, прилетали истребители, которые забирали жизнь украинцев, разрушали наши города и села. Бабушка часто повторяла: «Все испытания в мире можно пережить. Лишь бы не было войны». Война с ее страшными историями и самолетами жила в книжках, фильмах и воспоминаниях наших дедушек, которые, пройдя Вторую мировую, редко говорили о ней. Это были не те воспоминания, которые хочется оставить в сердце на всю жизнь. Это были эмоции, которые хочется спрятать как можно дальше и никогда не выпускать их наружу, чтобы зло не становилось сильнее добра. Наше небо помнит войну с окровавленной землей, миллионами смертей и океаном слез. Наше небо никогда не хотело войны.

Мы думали, что наше небо больше никогда не будет видеть войну и представить себе не могли, что будем оплакивать своих мужей и сыновей, защищающих Украину от ближайшего соседа, который стал коварным врагом. Непровозглашенная война заставила вздрагивать наше небо.

Сначала за день до начала зимы 2013 года в самом сердце Киева кроваво побили студентов. Миллион неравнодушных пришел на место трагедии, чтобы сказать свое «Нет!» насилию и наглости власти. Но нас не услышали. Мы — возмущенные и безоружные — мирно стояли на центральной площади Киева. Стояли день, неделю, месяц, два. Нашим «оружием» стали вера, сила духа, чувство собственного достоинства, единство и общая молитва, которую мы подносили к небу. Небо слышало наши молитвы. Нас держала любовь к ближнему, к народу, к своей стране. Наш президент, обворовав государство, убежал в Россию, посеяв зло и ненависть между людьми. Наших самых отважных безоружных ребят убили прямо в самом сердце Киева. Теперь они — наши ангелы и наши герои. Мы назвали их Небесной Сотней и знаем, что они оттуда — с неба — смотрят на нас живых. Оберегают нас и не дают нам ошибиться на пути к Свету. Они держат наше небо на своих плечах.

С этой тяжелой зимы мы ежедневно плачем горькими слезами, провожая в последний путь своих героев. Эту боль может понять лишь тот, кто умеет любить. Мы очень истощились этой зимы — нам много сочувствовали, но немногие помогали. Украинцы вынесли на своих плечах смерти Небесной Сотни, бессонные ночи, бесконечный поток страшных, нерадостных новостей и слез. С нами всегда плакало небо.

Именно в это время большого горя и скорби соседняя Россия вонзила нож в нашу спину — отобрала часть Украины, оборвав судьбы многих людей. Крым. Безапелляционно и по-зверски заявив «Крымнаш». А затем продолжила войну в нашем Донбассе. Трудно представить себе, что в ХХІ веке кто-то в центре Европы нагло будет воевать как бандит и террорист, не объявляя войну и прячась за чужими спинами.

Когда враг напал на Украину, мир не очень замечал эту беду, мир только немного беспокоился и говорил это на своих заседаниях и брифингах. Миру не было больно. Ему было лишь немного беспокойно. По-видимому, мир подзабыл, что украинская земля всегда была местом пересечения путей из Европы — в Азию, «из варяг — в греки». И мы всегда гостеприимно встречали всех мирных, добрых гостей и путников. Враги же не только решили захватить нашу землю — они позарились на наше небо.

А именно в нашем небе оказалась та линия, которая рассекает небо, но соединяет людей и страны. И именно в нашем небе — дорога из Нидерландов в Малайзию. Именно в этой части безграничного неба оказался Боинг-777, который навсегда поднял выше туч 298 людей. Тех, кого любили и ждали. Провожая родных в путешествие, никто не знал, что через несколько часов земля и небо будет плакать по ним. Только тот, кто ненавидит людей, мог нажать кнопку и уничтожить мирных невинных мужчин, женщин и детей, которые, поднявшись в небо, ждали встречи с родными или знакомыми, кто летел за новыми впечатлениями или на важные встречи.

Украина замерла у экранов телевизоров и мониторов. 298 жизней... Еще 298 жизней забрали те, кто устроил войну и террор на нашей земле... Это только кажется, что беда бывает чужой. Мир так тесен — в нем нет горя, которое не коснулось бы тебя. Сбитый самолет в нашем небе — это метка ненависти и варварства на совести тех, кто хочет испугать, это крик боли и отчаяния тех, кто потерял родных, это еще один поток наших слез. Мы, как никогда чувствительные и впечатлительные к любой несправедливости и горю, не могли пошевелиться от шока. Но мы знаем, что боль легче пережить вместе. Через несколько часов около посольств Нидерландов и Малайзии были сотни киевлян с цветами и свечами, которые пришли почтить память погибших.

Идут дни. Я пришла к посольству и увидела горы цветов, игрушек, свечей, записок, и молчаливых людей. Рядом со мной две маленькие девочки раскладывали 298 белых бумажных журавлей. Наши глаза и души переполнены слезами. Украинцы оплакивают невинных жертв чужой ненависти и варварства. С нами плачет небо, которое стало место пристанища душ погибших в самолете МН17. Нам всем больно. Это наша общая обжигающая боль. В те же дни, когда вы прощались со своими родными, наша семья тоже хоронила моего дядю Олега Михайлова, который погиб как герой именно под тем небом. Он воевал за то, чтобы небо было добрым и светлым. Мы вместе молимся, чтобы эти души простили нам то, что мы не уберегли наше небо от врагов и войны.

Кажется, только теперь, приходя в чувство после невероятной трагедии, мир начинает понимать, что совсем рядом с нами живет тот, кто ненавидит людей. Такой дорогой и болезненной ценой пришло осознание, что преодолеть это зло мы можем только все вместе. Ведь непровозглашенная война в центре Европы все еще продолжается и множество людей погибают, а другие еще до сих пор не почувствовали, какая тьма подкрадывается в каждую нашу семью, страну. Мы не кричим, хотя наши раны кровоточат, — мы живем среди большого горя и боремся за мир. Мы должны защитить наше небо.

Сегодня украинское небо растерянное и уставшее от слез. Я очаровываюсь сотнями его эмоций и оттенков и вспоминаю мамины слова: «Смотри в небо — и никогда не будешь одинокой!». Я люблю небо.

Мое детское удивительное небо перекочевало в мои художественные полотна, которые путешествуют по Украине и миру и рассказывают людям о нашем небе, земле и их мечтах. Мои выставки уже были в Нидерландах. Правда, я не смогла побывать вместе с ними — тяжело болела. Возможно, поэтому мы не встречались раньше. Но я верю, что мои выставки обязательно побывают в Малайзии, Австралии, Британии, Америке, Голландии и еще многих странах. А вы обязательно придете познакомиться. И мы сможем обнять друг друга, вместе поплакать, вспомнить о нашем небе. И попросить Бога, чтобы оно всегда было гостеприимным и мирным. Я знаю, именно об этом мечтает наше небо. Оно у нас — одно на всех.

С сочувствием и любовью...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать