Перейти к основному содержанию

О дорогах и дураках

24 мая, 11:07
ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ВОПИЮЩЕЙ ПРОБЛЕМЕ, В НЕКОТОРЫХ ГОРОДАХ АКТИВИСТЫ ДЕЛАЛИ ИЗ ЯМ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ... КЛУМБЫ / ФОТО С САЙТА THEPOTHOLEGARDENER.COM

Все проклинают наши дороги, и не знают, кому и на кого жаловаться. А я знаю. Самим на себя... В Советском Союзе были основные проблемы — дураки и дороги. Дорог нет, а «дураков не сеют, не орут, они сами растут», да еще и нами руководят... Все хотят сытно есть и мягко спать, только не хотят честно работать.

Качество дорог зависит, прежде всего, от структуры и прочности основы, а затем и от покрытия. Основа — это оптимальное уплотнение земляного полотна; это несколько слоев песчано-гравийных материалов, уложенных по типу обратного фильтра, чтобы сделать невозможным капиллярное поднятие влаги к верхнему слою покрытия; это мгновенный поверхностный водоотвод и надежный дренаж грунтовых вод. Никакое покрытие не выдержит, если основа низкого качества, которая ко всему прочему в зимний период удерживает влагу.

Более 40 лет назад ехал на своем «Москвиче» от Репок до Любеча (Черниговская область) по дороге из шлако-цементного покрытия (шедевр совковой «рационализации»). Колдобины такие, что 35 километров преодолевал более двух часов.

В 1988 году меня назначили руководителем вахты УМСР треста «Южатомэнергострой» на строительстве города Славутич. Однажды заметил, что прорабы переложили некоторые свои обязанности по контролю над состоянием уплотнения земляных насыпей на двух молодых водителей «камазов». Отработанная схема такова: прораб отдает водителю схему места отбора проб; на второй день получает один экземпляр схемы с подписью работника строительной лаборатории и (всегда!) с позитивным результатом. Заподозрив неладное, я выяснил, что пробы водители брали не в обозначенных на схеме местах, а на уплотненных участках. После действенной профилактики эти безобразия прекратились.

Эпизод во времена Кучмы. Встретил знакомого, который работал раньше бульдозеристом в Cлавутиче, а теперь уже более двух лет — вахтовым методом на строительстве дороги Киев-Одесса... Год — на бульдозере, а сейчас тяжелым катком уплотняет основу дорожного полотна. «Справляешься?» — спрашиваю. — «А что справляться? Там такие требования, что нужно 18 раз пройтись катком по одному участку. А кто это делает? 5—6 раз — и достаточно». Каша маслом, как говорят в Одессе.

Пишу, а на то, что у нас лучше — дороги или дураки — у меня нет ответа, наверное, одинаковые. Но будут ли изменения и когда? Даже бабушкиному коту известно, что без оптимальных капиталовложений никогда не будет качественных дорог. Украинские миллиардеры теневые (награбленные) капиталы держат в оффшорах. Страна их интересует, в основном, как донор. А власть и парламент не способны заставить толстосумов вкладывать средства в строительство качественных дорог, потому что при косметическом (ямочном) ремонте бюджетные деньги можно разворовывать до бесконечности. И когда Медведчук цинично насмехается над нами («Страной руководишь Ты, а не те, кого Ты выбираешь»), он прав. Действительно, страной руководят те, которые себя выбирают, — мы же только голосуем за них, потому что сами такие, как и дороги.

Я часто слышал от своей набожной матери: «Его же (ее, их) глупый поп крестил!» Уже студентом спросил: «Разве может поп быть глупым?» Ответила: «Может. Умных попов ленинцы выгоняли, стреляли, топили в полыньях, а церкви разрушали и оскверняли. Теперь в хибарках и сараях отправляют службу безбожники, пьяницы и забулдыги. Поэтому и «гойдаються на вітах нехрещені діти», как в том стихотворении, которое ты мне читал»... Но больше всего меня тревожит, что и о нынешнем молодом поколении через 20—30 лет будут говорить, что не тот поп их крестил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать