Перейти к основному содержанию

О факторе культурной атмосферы

Необходима «инвентаризация» формально украинских школ. И особый подход к ним
18 октября, 19:59

Насколько могу судить из реакции друзей и знакомых, большинство обитателей «материковой» Украины одобрительно восприняло информацию о том, что 83% одесситов выбрали для своих детей-первоклассников украинские школы и классы. Это и в самом деле неплохо, но вспоминаю, что Киев переступил 90% отметку уже лет двадцать тому назад. Однако до сих пор столица так и не стала украиноязычной.  Конечно, движение в этом направлении является позитивным явлением. Но и преувеличивать роль формально украинских школ не стоит. Киевляне, которые заканчивали украинские школы в 60-е и 70-е годы, теперь лишь в незначительной степени пользуются украинским языком. Могут при необходимости общаться, но обычно отдают предпочтение русскому. И только молодое поколение киевлян дарит нам какую-то надежду... Но и в Киеве решающим является не фактор школы, а общая культурная атмосфера. Активная общественная жизнь столицы и акции типа Майдана влияют значительно больше. Однако это не означает, что школами можно и не заниматься. Очень нужно сделать «инвентаризацию» школ, где украинский практически не звучит на переменках. Сколько их? Думаю, что много. Ведь там, где школы делали украинскими приказом «сверху», у учителей не было особой мотивации воспитывать патриотов. На момент провозглашения Независимости лишь приблизительно 50% украинцев училось на родном языке. Теперь формально 90%. Вот и считайте сами. Не исключено, что все те «дополнительные» 40% являются только формально украинскими. А следовательно, проблемными. Это еще не катастрофа, но заниматься ими Министерству образования рано или поздно придется.

С Одессой будет сложнее и дольше, чем с Киевом. Здесь не бывает проукраинских майданов, потому надежда только на школы. Чтобы украинский возрождался, нужно постепенно делать школы украинскими де-факто. Это отдельная наука, но чрезвычайно важная. Подбор хороших учителей, поездки во Львов и походы в Карпаты, переписка с ровесниками, просмотр кинофильмов, песенные праздники и тому подобное. А патриотически настроенные директора — это вообще проблема номер один! Мы вспоминаем, как затравили «формально украинские» педагоги учительницу Елену Блажиеву из Раздельнянского района. Как сожгли автомобиль семьи Сапунковых из села Расцвет. Можем ли мы говорить, что такая агрессивная, последовательная и деятельная украинофобия является чем-то нетипичным для Одесчины? Нет, исключением пока являются такие люди, как Блажиева и Сапункова. Не было бы таких «языковообеспокоенных» людей, формально украинские школы были бы царством вечного суржика и массово штамповали бы малороссов. Правильный украинский язык в таких школах может не зазвучать и через сто лет. Напомню, что когда проводился опрос среди учеников Ширяевского района, то 28,4% из них отметили, что даже не собираются избавляться от суржика. А 6,6% учеников он даже нравится. Еще 2,2% школьников отметили, что считают родным не конкретный язык, а именно суржик. Как будто и не смертельно, потому что это лишь немного более трети. Но учтем, что Ширяевский район является относительно благополучным в языковом плане — там 96,4% молодежи выбрало, как показал опрос, украинский язык обучения добровольно. В других районах ситуация хуже.

Интересно, что в русских школах Одесчины (даже сельских) суржик в годы СССР легко искореняли. И на перерывах дети достаточно быстро начинали говорить на правильном русском. Ведь там к услугам учителей была вся мощная идеологическая машина «русского мира». Включая и советское кино, и творчество Райкина, Жванецкого, других больших юмористов. Помните: «шчас к люд`ям надо помякше. А на вопросы смотреть шырше...». Или еще: «а звезды над Полтавщиной какие... По три-четыре кило кажная!». Кроме этого, к услугам русской школы была целая гвардия учителей, которые в реальной жизни общались на правильном русском. Украинцы имеют такую гвардию? В условиях Одесчины — точно нет. Следовательно, пока суржик беззлобно высмеивался, оставляя обитателям Юга единственный путь — в сторону литературного русского, украинский тихо приходил в упадок. Парадокс, но и теперь, на 28-ом году независимости, суржик в «формально украинских» школах вытесняется литературным языком очень трудно. Чтобы от него избавиться, нужна сильная мотивация. А еще целая плеяда региональных патриотов типа... ну, хотя бы Сергея Стерненко. Чтобы на них равняться. Я не утверждаю, что этот одессит все делает правильно. Подчеркиваю лишь то, что он не стесняется и не боится разговаривать на украинском языке. Таких людей нужно много, тогда дело сдвинется с места.

* * *

Хотелось бы несколько слов сказать о русском языке. Его позиции и в Одессе, и в Киеве, и в Харькове достаточно сильные. Поэтому здесь еще долго будут русские школы и классы. Ставить вопрос ребром — мол, «это язык оккупантов и его не нужно нам совсем» было бы неправильно. Хоть россияне в юридическом плане являются нацменьшинством, но не разумно было бы приравнивать русский к венгерскому, греческому или белорусскому. К тому же патриотические мантры наподобие: «Даешь украинскую одноязычность!» абсолютно ни на что не влияют. Разве что помогают законсервировать русскую одноязычность. Правильнее было бы перетянуть на свою сторону как можно большую часть русскоязычного люда. Унижать свой язык они не допустят, а вот на двуязычность многие согласятся. Так что на Юго-Востоке у нас может быть много ситуативных союзников. Русская школа совсем необязательно обречена быть антиукраинской. Просто учебники нужно корректировать. Что плохого было бы в том, если бы дети учили стихотворения Александра Бившева из Орловщины? Это активный антифашист типа Сенцова, которого Путин никак не может сломать. Бившеву светит большой срок, и разве что наличие двух парализованных родителей временно спасает учителя от страшного приговора. Почему бы не поддержать поэта изучением его произведений?

Такая русская культура была бы культурой союзников, а не чужестранцев. А еще у Бившева есть прекрасная лирика, на которой точно не воспитаешь украинофобов! Таким образом, необходимы изменения на уровне министерств. Заниматься русской школой должны украинские патриоты, но точно — не русофобы. Русский язык переживет века. И нам когда-то придется общаться с Доном, Кубанью, Дальним Востоком. И народные дипломаты (именно русскоязычные) нужны будут Украине в большом количестве. Поэтому дело за языковым компромиссом. В частности и в Одессе.

* * *

А вот где точно не должно быть компромиссов, так это в толерировании сепаратизма. Одесситам, которые ежегодно 2 мая кричат: «Не забудем, не простим!», нужно дать возможность пожить в условиях торжества идей «русского мира». То есть в Лугандонии. На их одесские квартиры сразу найдется много желающих. Если не ошибаюсь, беженцев у нас 1 млн 600 тысяч.

* * *

Я сейчас говорю больше об Одесчине, но такая же ситуация и на Харьковщине. В области приблизительно 70% школьников учится в украинских школах, а вот в областном центре существенно меньше. Где-то 50% на 50%. В провинции та же проблема суржика. Но главная проблема в том, что в харьковских вузах безраздельно господствует русский. «Тактика языковых компромиссов» такого не предусматривает. Шовинистов нужно гнать из вузов гнилой метлой. А если преподаватель не чувствует ненависть к Украине, тогда он должен в конце концов выучить украинский. К тому же воспитывать детей в украинских школах нужно так, чтобы они сами требовали от профессоров преподавать на государственном. Таких детей могут воспитать люди типа Блажиевой и Сапунковой. А последних со своей стороны должно защищать государство.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать