Перейти к основному содержанию

О «новом велосипеде» для отечественной энергетики

или Какие факторы стоит учесть при разработке государственной доктрины
27 августа, 19:38

В настоящее время в Украине в значительной мере продолжает работать постсоветская модель энергетики, которой свойственны хаотичность и отсутствие стратегического виденья. За добычу, хранение и транспортировку газа отвечают одни ведомства, а за генерирование и снабжение электричества — другие. И хотя государственную политику в энергетической сфере определяет Кабинет Министров, отдельные ведомства, которые находятся в его подчинении, часто ведут себя как удельные княжества. При этом каждое имеет свои внутренние проблемы, которые намного эффективнее можно было бы решать путем координации совместных усилий.

В мае-августе 2020 года новосозданное в результате анбандлинга НАК «Нефтегаз Украины» предприятие ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ) объявило восемь тендеров на разработку технико-экономических обоснований (ТЭО), которые предусматривают миллиардные капитальные вложения в реконструкцию компрессорных станций. Станции не только обеспечивают транспортировку энергоносителей, но и сами являются мощными потребителями энергии. Задачи на разработку ТЭО содержат требования относительно определения оптимального варианта оснастки газоперекачивающих агрегатов газотурбинным и электроприводом, по лучшим технико-экономическим показателям. С точки зрения ОГТСУ, задача нужная и рациональная, но совпадает ли она с общественными и государственными интересами?

В Украине существует избыток электроэнергии собственного производства — недавно СМИ сообщали об остановках отдельных блоков на АЭС. Потребление электроэнергии падает в результате внедрения энергосберегающих технологий и замедления темпов роста экономики. Невзирая на это, постоянно вводятся новые электрогенерирующие мощности. В то же время газ на мировых рынках дешевеет, что приводит к уменьшению маржинальности отечественных газодобывающих компаний, и как следствие — к уменьшению объемов добычи. Так в течение последних лет наблюдается существенный спад объемов газодобычи в АО «Укргазвидобування». С другой стороны, экономика испытывает недостаток природного газа отечественной добычи.

Оправдано ли при таких условиях осуществлять масштабные инвестиции в реконструкцию газотранспортной системы без учета факторов электроэнергетики? Однозначного ответа нет, ведь каждый конкретный случай нуждается во всестороннем анализе. Не вызывает сомнения лишь то, что при разработке подобных ТЭО нельзя руководствоваться исключительно корпоративными интересами. Необходим комплексный подход, который позволит найти оптимальный вариант — целесообразный и эффективный для топливно-энергетического комплекса и государства в целом. Возможно, на некоторых компрессорных станциях целесообразно применить электроприводы, не ввиду результатов ТЭО.

Это лишь один из многих примеров, который все-таки освещает важную тенденцию. Учитывая исключительное значение отрасли для устойчивого развития государства, кажется необходимой разработка в ближайшей перспективе новой национальной энергетической доктрины, которая бы отвечала современным требованиям и учитывала общий баланс всех присутствующих на рынке энергоносителей. Убежден, что при наличии соответствующей политической воли значение такого шага для экономики может быть соизмеримым с введением Государственной комиссии по электрификации в 1920 г. (План ГОЭЛРО). Следует отметить, что все предыдущие стратегии развития энергетики разрабатывались в других условиях, которые существенно отличались от сегодняшних.

Специфика украинских реалий ставит нас перед необходимостью «изобретать велосипед». Найти готовые образцы для наследования за рубежом вряд ли возможно — единого протокола «лечения отрасли», к сожалению, не существует. Задача таких масштабов, безусловно, является прерогативой государственных аналитиков, научных работников НАН Украины и отраслевых академий наук. Однако не стоит пренебрегать и опытом других организаций, которые работают в энергетической отрасли.

 Считаю, что эффективная энергетическая доктрина невозможна без учета следующих факторов.

Энергоносители:

• рекордный обвал цен на энергоносители на мировых рынках;

• значительное недозагружение газотранспортной системы Украины;

• критическая изношенность основных фондов энергетических объектов;

• демонтаж газопроводов в РФ в транзитном коридоре Россия-Украина-Европа;

• снижение инвестиционной привлекательности объектов энергетики;

• привлечение в производстве и транспортировке энергоносителей сложных цифровых систем управления, которые являются привлекательными мишенями для кибератак и без надлежащей защиты могут стать причиной технологического коллапса.

Электроэнергия:

• избыток электрогенерирующих мощностей при недостатке необходимых балансирующих мощностей;

• отсутствие больших потребителей электроэнергии в южных регионах Украины, где работают две атомных электростанции и большое количество нововведенных в эксплуатацию объектов восстанавливаемой энергетики;

• проблема утилизации ядерного топлива и солнечных панелей;

• малый приток воды для ГЭС, связанный с ограниченными ресурсами атмосферной влаги;

• процесс отделения Украины от энергосистемы РФ.

Возобновляемая энергетика:

• инвестиционный бум в восстанавливаемой энергетике;

• избыточная доходность «зеленого тарифа»;

• мировые процессы декарбонизации энергетики, связанные с изменениями климата (глобальное потепление);

• тренд на использование электромобилей;

• отсутствие технологии мощных аккумуляторов электрической энергии (в противовес имеющимся возможностям, в частности в Украине, для хранения больших объемов природного газа в подземных хранилищах);

• развитие водородной энергетики.

Глобальный уровень:

• влияние пандемии и связанной экономической турбулентности;

• финансово-экономические сложности;

• миграционные и демографические процессы;

• геополитическая ситуация.

Разработка новой энергетической доктрины призвана обеспечить энергетическую независимость Украины, надежность энергообеспечения потребителей и оптимальное использование бюджетных и инвестиционных средств. Кроме того, она должна повысить привлекательность энергетических объектов для потенциальных инвесторов и снизить техногенную нагрузку на экологическую среду. Стратегическая цель — мультипликативный эффект для экономики в целом.

Убежден, что энергетикой государства следует управлять из единого штаба, из одного диспетчерского пункта, который имеет в своем распоряжении инструменты влияния на весь энергетический баланс, все имеющиеся и потенциально возможные источники энергии. Понятно, что для реализации описанных замыслов нужны значительные изменения в нормативно-правовом поле и законодательной базе. Для своей реализации прогрессивные идеи нуждаются в инициативных руководителях, креативных специалистах своего дела. Отраслевой бизнес имеет ряд идей, необходимый опыт и желание принять участие в разработке такой доктрины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать