Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О важности масштабного мышления

Отзыв на статью Владимира СЕМИНОЖЕНКО «Зачем Украине нужно развивать свою науку?» («День» № 22-23 от 7 февраля 2020 года)
30 апреля, 18:42

Существуют два препятствия для окончательного формирования украинской нации — давний дефицит элиты и старательно культивируемый Россией раздор среди украинского народа.

Ален Безансон, Париж, 2003

В газете «День» №22-23, от 7—8.02.2020 опубликовано разлогое интервью с академиком Владимиром Семиноженко под названием «Зачем Украине нужно развивать науку?», где он на основе анализа мировой экономики, анализа государственных стимулов для развития науки и инноваций в передовых промышленных странах ответил на вопрос, заданный в заглавии статьи.

В выводе подчеркнуто: «Украина не может развиваться без государственных больших национальных научно-технических проектов. Именно они стимулируют развитие новых прорывных направлений. Такими национальными проектами могут быть ядерная физика и энергетика, аэрокосмическая техника, создание новых видов военной техники, новейшее материаловедение, создание новых видов лекарственных препаратов и т. д.»

В газете «День» периодически поднимается проблема науки в Украине и необходимость ее развития. Но за 30 последних лет ни одно правительство Украины не обратило внимание на развитие науки как необходимый компонент развития экономики и общества в целом. Сто лет назад гетман Скоропадский в чрезвычайно тяжелых условиях разрухи и гражданской войны основал Академию наук Украины. Ее первым президентом стал ученый с мировым именем — академик Вернадский. Что значит масштабное, элитарное мышление. Они понимали необходимость для развития Украины, украинцев, для их вхождения в семью прогрессивных государств и народов, наличия развитой науки как вершины проявления культуры и образования.

В «Дне» №122-123 от 12—13 июля 2019 года в статье «Встреча с мирным атомом» сделан репортаж из Института ядерных исследований НАН Украины, которому в этом году исполняется 50 лет. Основное внимание в статье обращено на работу исследовательского ядерного реактора ВВР-М, но вспоминаются и другие масштабные установки-циклотроны У-120, У-240, электростатический предзарядный ускоритель ЕГП-10К (тандем). Статья заканчивается разделом «Вечная денежная проблема». Для эксплуатации исследовательского реактора нужно всего 12 млн гривен в год, а государство в прошлом году выделило аж 380 тысяч гривен. А известно, что реактор в эксплуатации очень мало энергозатратный. А что тогда говорить о крупных установках У-240 ЕГП-10К?

В Украине половину электроэнергии производят атомные электростанции, которые уже эксплуатируются не один десяток лет. Конструктивные их материалы постепенно стареют, меняют свои характеристики. Эти изменения нуждаются в контроле и изучении, что и делается в опытных реакторах. Казалось, что и в руководстве, и в самом обществе есть понимание необходимости развития «ядерной» культуры, необходимости ее поддержки во всем спектре задач от дозиметрии до радиационного материаловедения и фундаментальных исследований. Но, как видим, это не делается как на уровне государственного управления, так и на уровне ядерной энергетической отрасли, которая не должна быть настолько бедной, чтобы не поддерживать нужную ей, родственную область науки. (И это в стране, которая пережила Чернобыль).

Отдельный важный вопрос, на котором акцентирует академик Семиноженко, — это кадры. Потеряв кадры, их быстро нельзя вырастить. Подготовка ученого начинается еще в школе, где способная молодежь получает первые успехи и делает свой жизненный выбор. Потом вуз, аспирантура, напряженная работа. Для многих людей наука была той лестницей, которая вывела их на вершины мировых достижений, позволила им завоевать авторитет в обществе, занять соответствующий высокий социальный статус. Работа научного работника всегда ценилась, была престижной, а Академия наук имела высокий авторитет и большой вес в обществе. И этот престиж, этот вес государство Украина должно поддерживать, сохранить.

Владимир МАЗУР, Ужгород

P. S.

В Украине есть три центра экспериментальной ядерной физики — это Харьков (ХФТИ), Киев (ИЯИ) и, как ни странно — Ужгород. В Ужгороде были построены соответствующие лаборатории и установлены три ускорителя электронов: микротрон М-10 и бетатрон Б-25 в университете (УжНУ) и микротрон М-30 с энергией ускоренных электронов до 30 МеВ в Институте электронной физики НАНУ. Сколько трудов и энтузиазма нужно было затратить, что в периферийном Ужгороде возникли такие лаборатории и сформировались научные коллективы!

Сейчас на микротроне М-30 работает персонал инженеров, средний возраст которых более 70 лет. Замены им нет. (Подобная ситуация и с ИЯИ НАНУ в Киеве). Из-за низких зарплат молодежь в науку не идет. Молодежи нужна перспектива. Кроме того, она должна строить семьи, растить детей. А низкими зарплатами государство дискредитирует и науку, и статус ученого.

Академик Семиноженко прав: чтобы исправить ситуацию, у нас осталось совсем мало времени.

P. P. S.

Начался новый финансовый год. Опять сократили финансирование ИЭФ, хотя по результатам проверки в прошлом году Институт получил категорию А и претендовал на увеличение финансирования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать