Оранжевый рассвет
Вторую неделю украинцы живут с ощущением, что они творят историю. Кое-кто считает, что изменен ее запланированный ход, кое- кто — что запланированное все равно осуществится. А люди продолжают стоять на Майдане, стремясь сохранить Правду на своей земле. Такая сила духа и характера восхищает, вызывает уважение даже у аполитичных жителей благополучных стран.
Фотографии с Майдана, статьи о событиях в Украине не сходят с первых страниц европейской прессы. Заинтересованность судьбой Украины часто равнодушных ко всему простых немцев говорит о симпатии к оппозиции. И не только потому, что Виктор Ющенко сориентирован на Запад, а также потому, что происходящее на Майдане третью неделю, можно, без преувеличения, назвать подвигом, геройским поступком. Немцев даже не раздражает оранжевый цвет оппозиции, который у них врожденно ассоциируется с голландцами, к которым, как обычно к соседям, у них неадекватные чувства. Эту оранжевую символику им приходится видеть не только через масс- медиа, но и среди незначительной части украинцев, которые живут среди них и которым они часто выражающих свою поддержку и симпатию. Это согревает душу украинцев, находящихся в данный момент не в Киеве, но отовсюду выражающих свое единство с теми, кто стоит на Майдане в мороз, снег, дождь, рискуя своим здоровьем и в готовности рисковать жизнью.
Через две недели «оранжевой революции» информационное пространство Германии заполнено украинской тематикой настолько, что, возможно, в целом за тринадцать лет независимости Украины столько не собрать. Все чаще говорят об украинцах как политически сформированной нации. Возможно, не до конца, возможно, не полностью, но, как писал один политолог, формирование нации — это процесс, а его датировать трудно. Украинский народ очень быстро отреагировал на попытку отнять у него одну из главных подпорок нации — право голоса. (Двумя другими подпорками Джузеппе Маццини назвал образование и труд.) Попытку решить политический кризис только мирным путем еще больше дает нам право считать себя сформированной нацией.
А что касается украинской региональной разорванности, то она существует во всех странах — не следует об этом говорить, как о какой-то патологии. В Украине большей проблемой является бездна между богатыми и бедными. Но в данный момент лучше говорить о том, что нас объединяет, чем разъединяет. По моему мнению, объединяет нас намного больше. Во всех регионах Украины знают поэзию Тараса Шевченко, а в ней заложено ядро украинского патриотизма и единства. Если житель Украины прочитает «Кобзар», то он образно переживет значительную часть украинской истории, а если откроет свое сердце, то поймет, что такое любовь к Родине. Украинцы разговаривают на двух языках, и попытка возродить украинский язык на Восточной Украине вызвала волну сопротивления. Но, как сказал Э. Ренан: «Разве нельзя питать те же самые чувства и мысли, любить те же самые вещи, имея различные языки?» На Майдане — украинцы, которые разговаривают на разных языках, из различных уголков страны, но их соединяет любовь к родной земле, желание вместе создавать свое будущее.
Кому-то оранжевый цвет напоминает коричневый. Но мне и, думаю, что многие со мной согласятся, оранжевый цвет напоминает большое горяче-оранжевое солнце, которое медленно появляется на облачном горизонте, а потом быстро поднимается, согревая своим теплом и давая надежду на новый день, веру в собственные силы, любовь к родным.
Пусть над Майданом чаще светит солнце, которое согревает и соединяет!
Выпуск газеты №:
№226, (2004)Section
Почта «Дня»